Дети-звери: здравствуй, стадо, младое, незнакомое

Жестокие подросткиПодросток поджег мужчину за его нежелание с ним разговаривать… 14-летний «заказал» родителей… Старшие школьники изнасиловали младшего черенком лопаты… Девочки в извращенной форме издевались над одноклассницей… С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина озверения подростков? Почему они с такой легкостью становятся насильниками? Да еще фиксируют собственные деяния на камеры мобильных телефонов и выкладывают видео в интернет? Даже не соображая, что сами же предоставляют правоохранительным органам улики против себя.

Как бы ни было там все завуалировано, вычислить всегда можно. Что за бахвальство собственной дикостью? Что за тупоумие, если вообще можно говорить об уме!
И самое нелепое, что за преступления вполне половозрелых недоумков расплачиваются родители. Они, безусловно, тоже причастны (без их воспитания или, скорее, его отсутствия) не обошлось. Но пусть и подростки платят. Не уголовным наказанием (если оно наступает только с 14 лет за особо тяжкое и если после колонии они выйдут на волю лишь более заматеревшими), так физическим трудом (как можно более трудным) с выплатой моральной и материальной компенсации пострадавшим.
Об этом спорят наши эксперты: Елена Третьякова, школьный психолог, Владимир Слюняев, социальный работник, Дарья Лебедева, правовед, Зоя Полянская, педагог, Анна Пинаева, сексолог.

Эмоциональная некомпетентность

– В американском штате Флорида судят 12-летнего мальчика Кристиана Фернандеса. Его обвиняют в жестоком убийстве двухлетнего сводного брата. Данная статья предусматривает наказание в виде пожизненного заключения. Суд над Кристианом Фернандесом носит беспрецедентный характер, поскольку раньше американская Фемида не предъявляла столь серьезных обвинений подросткам. В России также достаточно страшных преступлений, совершенных малолетними, но чаще всего за это им ничего серьезного не грозит.
Дарья Лебедева, правовед: – Более того, если раньше для молодых преступников было нормой раскаяние за содеянное, понимание, что причинили своим жертвам боль, горе, то сейчас таких единицы. Общество самоустранилось от воспитательных функций, в том числе и от внушения такого факта, как необратимость наказания.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Думаю, что не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Именно в этот период институт брака затрещал по швам: кто-то из мужчин спился, кто-то решил, что одному легче. В итоге резко увеличилось количество неполных семей. Это сыграло свою критическую роль – появились мальчишки, которые не могут брать ответственность за себя.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Согласен, фактор, провоцирующий агрессивное поведение, идет от внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Все чаще на первый план в воспитательном процессе выступает жестокость. Чаще всего именно жестокость родительского воздействия разрушает личность подростка.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Что интересно, мальчики и девочки, которые способны убивать и насиловать, чаще всего даже не знают о том, какие они жестокие и страшные. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей.

Дарья Лебедева, правовед: – И как результат: убийц и насильников от 14 до 18 лет, то есть тех, чей возраст подошел к той отметке, когда их деяния могут преследоваться законом, все больше. Нынешние преступники отличаются от хулиганья 70 - 80-х. В 2000 году появились первые ВИЧ-инфицированные. Стало расти количество подростков, употребляющих наркотики. Сегодня 90 % заключенных под стражу находятся там за особо тяжкие преступления, более 30 % – за изнасилование. Причем чаще всего за изнасилование и убийство. Подростковая жестокость будет расти, так как отношение к детям в нашем обществе становится только хуже. И преступлений, совершаемых против детей, все больше.

Не долюбили?

Жестокие подростки– С чем же связан рост преступности?
Елена Третьякова, школьный психолог: – С отсутствием контакта между родителями и детьми. К сожалению, матери будущих преступников не сумели справиться со своей основной обязанностью – дать им любовь. От того, сколько любви ребенок получил в детстве, и формируются такие черты характера, как умение сочувствовать и сопереживать.
Семья – это саморегулирующаяся система: если она дала сбой и одному из ее членов не комфортно, это обязательно проявится. Если родители выказывают агрессию к ребенку и отношения между отцами и детьми построены на страхе, то ребенок может принять эту модель поведения и применять ее при общении со сверстниками. Или, наоборот, принять точку зрения, что это он во всем виноват, он плохой. Что защищаться бесполезно и от жестокости сверстников никуда не деться, она заслуженная.
– То есть насилие в семье – прямая причина агрессии?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Не всегда! Гиперопека также может создать ощущение вседозволенности: «Я самый лучший, и мне должны подчиняться. Все, что я хочу, должно принадлежать мне». Ребенок, которого не научили уважению в семье, не научится этому нигде больше. Человеку, не умеющему уважать, ничего не стоит унизить другого.

Зоя Полянская, педагог: – Дети, как губка, впитывают информацию, поступающую извне, а главный источник информации – непосредственное окружение и семья. То, как ведут себя родители в той или иной ситуации, как общаются между собой, воспринимается как норма. В дальнейшем все усвоенное дома переплавляется в собственную систему ценностей и убеждений.
Нездоровая обстановка в семье порождает у подростка негативное отношение к миру, массу отрицательных эмоций и как следствие жестокость – способ отомстить за причиненные обиды и унижения.

Дарья Лебедева, правовед: – Из 100 случаев насилия над детьми в семьях примерно 1 - 2 заканчиваются смертью жертвы от побоев.

Елена Третьякова, школьный психолог: – При этом за внешней агрессией всегда стоит внутренняя – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. На практике стихийная агрессия сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями – гневом, ненавистью.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Жестокое обращение с детьми укорачивает период полноценной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета.

Зоя Полянская, педагог: – Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности. Впоследствии насилие становится для подростка самоцелью.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Агрессию обычно развивает «строгость» воспитания.
– Но послушайте, в таком случае родитель должен быть или немым, или сверхласковым, то есть все позволять? Меня наказывали, но желания убить мать, отца или учителей я никогда не испытывала!
Елена Третьякова, школьный психолог: – Наказание может приводить к снижению агрессии у подростков, которые идентифицируют себя со своими родителями. Если же такая идентификация отсутствует, то наказание, напротив, ассоциируется с агрессией.

Преступник или жертва

Жестокие подростки– Можно ли отличить полезное наказание от вредного?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Для конфликтной семьи типичны запутанные отношения. Это семья с отцом или отчимом, находящимся на периферии семейного поля. Или семья с постоянно конфликтующими родителями, либо с хронической неприязнью между отдельными ее членами, а также родственниками по материнской и отцовской линиям. В таких ситуациях агрессии проще завоевать душу подростка.

Владимир Слюняев социальный работник: – В подобных семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Потому что это способ уйти от нежелания обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, такая семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей. Часто возникающие проблемы разрешаются на эмоциональном уровне. Для таких семей характерно несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю», – и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», – что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.
В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, как правило, им не комфортно дома, они стремятся больше времени проводить на улице. Статистика показывает, что склонность к бродяжничеству у 95 % таких детей, к воровству – у 94 %, к хулиганству – у 60 %, к ранней алкоголизации и наркотизации – у 41%, к сексуальным расстройствам – у 4,5 %.
– А что происходит в благополучных семьях?
Владимир Слюняев социальный работник: – В благополучных семьях также тревожатся по поводу начала самостоятельной жизни ребенка. Для этих семей не исключение конфронтация по поводу влияния сверстников, друзей по классу и по двору, то есть доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно, да и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих экспериментов с наркотиками или злоупотребления ими.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Дети стремятся перенести стиль внутрисемейных образцов поведения на свои взаимоотношения с окружающими. В таких ситуациях подросток быстрее начинает употреблять алкоголь или наркотики. И оправдание такого поведения у него железное: я – помеха в жизни родителей. Ведь как эмоциональное отвержение, так и гипоопека – стиль воспитания, при котором ребенок предоставлен самому себе, и жестокое обращение отождествляются у ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей.
– А что означает эмоциональное отвержение?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Это когда на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений. Такой стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств и усилению эмоционально-волевой неустойчивости или
импульсивности. Зачастую это становится причиной употребления подростками наркотиков. Еще одна причина начала наркотизации – отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.

Дарья Лебедева, правовед: – Криминологические и психологические исследования показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности несовершеннолетние обладают повышенной предрасположенностью стать как жертвами преступлений, так и преступниками.

Найти и убить

Жестокие подростки– Откуда такая легкость к грабежам, убийствам, насилиям? Ведь и 20 - 30 лет назад не было идеальных семей, но преступление подростка было ЧП.
Зоя Полянская, педагог: – Не только внутрисемейные отношения провоцируют насилие, его в предостаточном количестве демонстрирует телевидение или жестокие игры, в которые дети с малолетства играют на компьютерах. А потом у нас в стране на государственном уровне отсутствует политика воспитания молодежи. Ведь психология подростков требует объединения, для них желание собираться в группы – это потребность. Когда-то эту функцию несли пионерская организация, детские юношеско-спортивные школы, а сейчас ничего нет.
Но если у подростков не будет объединения музыкального, спортивного, оно все равно будет, но уже с минусом. Вот откуда появляются группировки, вот почему подростки убивают просто ради новых ощущений.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Не все так однозначно. Подростки занимаются тем, что больше всего их увлекает. Месяц позанимавшись плаванием, они заявляют, что это не совсем то, и с таким же азартом переключаются на компьютерные игры, задача большинства из которых – найти и убить.
Тем более что массовая культура рождает миф, что все легко. Купил продукт – выиграл миллион, съел таблетку – похудел, купил модную вещь – и тебя все любят. Не нужно прилагать усилий, чтобы получить желаемое. На деле так не получается. Причина агрессии – и социальное неравенство. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Подросток может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
Любое «плохо» ищет выход, компенсацию. А агрессия – один из способов выплеска скопившегося негатива. Родители вымещают на детях, дети – на сверстниках. Агрессия рождает ответную агрессию, получается замкнутый круг.

Зоя Полянская, педагог: – Для подростка жестокость – один из немногих способов самовыражения в этом возрасте. Основные таланты еще не проявились, да и ценности для подъема собственного авторитета в глазах других нет. Это может породить желание забраться на как можно более высокую ступень школьной иерархии. Проще говоря, чем ты круче, тем для тебя безопаснее. У подростка вполне может сложиться убеждение, что нужно применить силу, чтобы добраться до этой ступени.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Тем более что по телевидению беспрерывно дерутся и убивают. Это способствуют росту агрессии.

Елена Третьякова, школьный психолог: – С таким потоком негативной информации непросто справиться и взрослому человеку, не говоря уж о ребенке с неокрепшей психикой. Внешне у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к маленькому. Родители кормят, поят, одевают, а за хорошее поведение могут даже наградить карманными деньгами, поездкой на море, походом в кино, новой вещью. Ребенок объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Отсюда атрибуты псевдовзрослости: курение, тусовки у подъезда, поездки за город – я тоже имею личную жизнь. Внешнее копирование взрослых отношений – это вариант подростковой социализации. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже взрослым и относится к себе как к взрослому. При этом прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то он вовсе не желает, разве что на словах.
В этом возрасте важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Положение его в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, влияют на его поведение.

Подростковый комплекс

– Поэтому и преступления совершают стаей?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Помимо семьи большое влияние на поведение подростка оказывает круг друзей, компания. Попав в асоциальное окружение, слабый и безвольный человек не может устанавливать свои правила, немногие находят в себе силы и для того, чтобы вырваться из порочного круга. В дурной компании легко срабатывает эффект толпы – толпа безлика, а значит, никто не несет ответственности за свои поступки. А у человека, чувствующего безнаказанность, инстинкт часто берет верх над разумом. Поэтому большая часть преступлений совершается именно группами подростков.
Возраст 11 - 16 лет получил название подросткового комплекса. Что он собой представляет? Прежде всего чувствительность к оценке посторонними своей внешности, крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. Причем внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров

Анна Пинаева, детский сексолог: – Причина многих психологических трудностей связана с половым созреванием. Данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения от экзальтации до депрессии. Днем девочка-подросток скромно сидит с родственниками и рассуждает о добродетели, а вечером, проколов ухо десятком сережек, пойдет в ночной клуб, заявив, что «в жизни надо испытать все».

Елена Третьякова, школьный психолог: – Агрессия – это форма защиты от тех, кто мешает разобраться в себе, и таких же подростков. Когда стая лупит ногами упавшего на землю, то этим они себя от чего-то защищают. Все идет из жизни: что подростки видят вокруг, то они и копируют своими поступками.
Дети не понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения удовлетворения.

Лариса Синенко

P. S. Как-то все очень правильно, гладко и скучно. Потому что опять все слова, слова, слова. А в наше время, к сожалению, они утратили свою силу, слишком много наглядных примеров, когда слова расходятся с делами – сплошь и рядом такая нестыковка в среде взрослых. Вот и пример для подражания. И никакая пропаганда распрекрасных ценностей уже не сработает.
И в голову приходит единственный отчаянный выход: совершил преступление – насилие над кем-то – отправляйся на рудник или нефтяную платформу, подальше от цивилизации, хоть уборщиком, хоть грузчиком, хоть посудомойщиком. И вкалывай, получая по заслугам за нерадивость от посторонних людей, закаляйся в отсутствие тех, кто может заступиться. Научись хоть что-то, кроме насилия, делать своими руками. А еще, как бы отучить подростков заниматься видеопиаром собственного идиотизма?
Мы обязательно продолжим разговор на эту тему...