Один на всех и все на одного
На самом деле, может, мы зря преувеличиваем и обобщаем про озверение подростков и то, что насилия с их стороны в адрес и сверстников, и взрослых в последние годы стало больше? Просто раньше об этом меньше говорили по телевизору? Так мы обычно возражаем, сопоставляя годы идеологической цензуры (при советской власти) и настоящее время, когда цензура такая же извращенная и завуалированная, как воспитание детей: не то оно есть, не то они брошены на самотек. Послушаем мнение Елены Шендеровой, психолога.
– Елена Сергеевна, изменилась ли ситуация по сравнению с предыдущими годами?
– Ситуация изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону. Возросло количество преступлений, совершаемых подростками. Однако изменение состоит в том, что на сегодняшний день подростки зачастую не испытывают раскаяния и не видят в совершаемых ими действиях ничего аморального и асоциального. Например, в моей практике возросло количество обращений со стороны подростков с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, среди которых: угрозы, унижения, оскорбления, нанесение побоев, бывают также сексуальные домогательства и изнасилования. Высказывают опасения и родители, обращающиеся за консультацией, по поводу психологического состояния детей, которые подвергаются таким принижениям.
– Может, пора менять Уголовный кодекс в сторону наказания с 14 лет либо серьезно увеличить суммы штрафов родителям за проступки их детей?
– Вопросы юридических норм не лежат в зоне компетенции психолога. Но одна из отличительных психологических характеристик подросткового периода в том, что они не видят последствий своих действий.
– Почему?
– Потому что они инфантильны и незрелы, а с другой стороны, происходящая физиологическая перестройка в организме ребенка действует таким образом, что ведущими становятся эмоции, поэтому действия подростков носят импульсивный, аффективный характер, в связи с этим совершаемые ими преступления могут отличаться жестокостью и агрессивностью.
– И что делать?
– Учитывая эти особенности развития, необходимо показывать детям последствия совершаемых ими действий, объяснять это на примерах. Учить детей распознавать свои чувства и контролировать эмоции, а также адекватно их проявлять – именно в этом есть большой пробел как в системе образования, так и в обществе в целом.
Сейчас морально-нравственные нормы и ценности деградировали, дети берут пример с родителей или же учатся жить и строить отношения самостоятельно, без объяснений и помощи, не имея поддержки со стороны взрослых. Поэтому в формировании данной ситуации принимают участие и родители, а скорее бездействуют, ведь именно семья – оплот формирования морально-нравственных ценностей у ребенка. Также и школа вносит вклад в то, что дети не могут строить между собой отношения, утрируются понятия «дружба», «любовь», «честность», «правда» – детей не учат дружить и отвечать за свои поступки, строить отношения. Существенный вклад вносят и средства массовой информации тем, что пропагандируют и возводят на пьедестал такой стиль отношений, который строится на ревности, зависти, насилии. Это хорошо показано в популярных фильмах и сериалах о среде подростков, где важную роль играет лишь глянец, а не содержание.
– Но ведь не все дети плохие?
– Как правило, дети, которые качественно отличаются от большинства, остаются на обочине, потому что могут любить, не в состоянии причинять зло даже в ответ на чужую жестокость.
При этом общество к агрессии подростков остается безучастным, лишь по факту совершения каких-то конкретных преступлений в этой среде мы показательно негодуем, но в стенах школ, в душах родителей и всего общества продолжают царить страх и равнодушие.
– Так все-таки кто должен нести ответственность за преступления – дети или родители?
– Несомненно, за преступлением должно следовать наказание. Расплачиваться должны как дети, так и родители, ведь на них тоже лежит ответственность. Если имело место преступление среди детей – избиение, унижение, то виновники не должны продолжать на тех же условиях учиться в учебном заведении, среди пострадавших сверстников. Иначе это рассматривается как поощрение поведения и поступков.
– Елена Сергеевна, а чем, на ваш взгляд, вызвана потребность детей снимать на видео собственные преступления? Не только же тем, что появились мобильники с видеокамерами, то есть не благодаря одному лишь техническому прогрессу? Откуда это стремление зафиксировать собственную жестокость?
– Съемка выступает для подростков в качестве доказательства, которое транслируется среди ровесников. Ребенок выбирает своего рода атрибутивные формы предъявления и позиционирования себя как взрослого человека. Дети подражают своему идеалу этого Взрослого – сильного, властного, авторитетного, признанного, то есть тому образцу, который они выделяют в окружающей среде и которому следуют. Подростки не ставят в расчет, что такой образ взрослого на самом деле присущ внутренне слабым и ущербным людям, которые посредством унижения, оскорбления, избиения, изнасилования других доказывают себе в первую очередь, что они сильны и властны.
Скорее всего, вклад вносит время, а не технический прогресс – разве учат использовать его во благо? Дело в том, что дети и взрослые утрачивают понятия «милосердие», «благодарность», «безвозмездность», «благотворительность», «помощь». Большую ценность сейчас имеют материальные блага и погоня за ними.
– А может, такая жестокость из-за недолюбленности?
– Вклад в это родителей может состоять как в отсутствии интереса к своим детям, так и в повышенном внимании именно к материальной стороне жизни, во внутренних установках взрослых, которыми они программируют детей, даже в неприятии своего ребенка.
– То есть?
– То есть ожидание от него соответствующего поведения и непринятие самого ребенка – его личности, интересов, выборов, потребностей; чрезмерная опека и лишение его самостоятельных шагов; поощрение или демонстрация в семье агрессии и насилия.
– Если 14-летний человек совершил преступление – изнасилование с особой жестокостью, убийство – что с ним делать? Изолировать от общества, но куда, в колонию, или на поселение, чтобы работал и возмещал жертве хотя бы материальный ущерб? То есть возможна ли реабилитация, если это слово уместно в данном контексте, таких юношей и девушек?
– В первую очередь необходимо обследовать ребенка, так как не стоит упускать и тот фактор, что это поведение может быть следствием нарушения психики. Важны и мотивы преступления, то есть что подвигло подростка. Например, убийство может быть и как аффективная реакция – сын убил отца, не выдержав его издевательств над матерью и собой.
Естественно, что после инцидента семью должны взять на учет и под наблюдение, так как важно выяснить обстановку для выявления источников того, что способствовало возникновению и развитию ситуации. Не исключается работа с самим подростком, с его Я, чтобы в результате преступник осознал свое действие, нужно выработать новые конструктивные пути поведения, реакцию на эмоции и чувства, построение адекватных отношений со сверстниками.
Вообще это работа в комплексе, так как зачастую деструктивное поведение ребенка выступает как семейный симптом, поэтому и необходимо исследовать эту среду, стиль взаимоотношений. В этом и состоит реабилитация подростка. Ведь то преступление, которое он совершил, это, по сути, конечный продукт общества в целом.
– Как складывается в дальнейшем судьба жестоких подростков?
– Прогноз можно дать только в зависимости от сложности ситуации и личности самого подростка. На его дальнейшую жизнь влияние окажет окружение. В случае если он вернется домой, где прежняя обстановка, например, пьющие родители; либо им нет дела до своего ребенка; либо подростку все дозволено, и он не знает, чем ему заняться, то, естественно, вряд ли начнутся перемены в его судьбе. Вполне вероятно, что и в дальнейшем он пойдет по дороге насилия. Однако если родители изменят отношение к ребенку, а именно: научатся слышать его, принимать, показывать иные варианты поведения и иные ценности, то, скорее всего, и поведение, и отношение к жизни, к людям постепенно станут адекватными.
– Можно ли скорректировать поведение детей на более раннем этапе, подметить признаки того, что способно перерасти в насилие? Например, момент, когда ребенок оболгал взрослого, о чем-то говорит?
– Ну кто поспорит, что ребенок приходит в мир чистым листом, и то, что вложат родители, чему научат, такая книга в итоге и получится. Это ежедневный труд и ответственность, которые лежат на родителях. Их ценности, морально-нравственные установки складываются также под влиянием общества и уровня развития культуры в целом.
Ведь и те дети, которые совершали преступления, вырастают, и остается лишь догадываться о том, что они передадут своим детям.
Что может насторожить родителей и заставит их обратить более пристальное внимание на ребенка и самих себя?
Основные признаки следующие:
• жестокое обращение с животными;
• аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, когда ребенок причиняет себе физический или моральный вред, часто травмируется, например);
• агрессивные, импульсивные реакции ребенка на окружающую среду;
• выбор соответствующей компании (принадлежность к субкультуре);
• употребление подростком наркотических препаратов, алкоголя;
• изменения во внешности, поведении, привычках (которые могут быть симптомами нарушения психики подростка);
• уходы из дома, частое отсутствие ребенка дома в ночное время;
• уничижительное отношение к родителям, вообще к взрослым людям (например, педагогам);
• плохая успеваемость и проблемное поведение в школе (частые жалобы со стороны учителей).
И это лишь малый перечень. Главное, что любое нарушение контакта с родителями или возникновение проблем у подростка – уже причины для того, чтобы помочь ему разобраться в происходящем.
Лариса Синенко