Чтобы было за что подержатьсяЧтобы было за что подержаться

Продолжаем разговор о пластических метаморфозах женского бюста. Напоминаем, что не все врачи откликнулись на предложение высказаться на эту тему, потому что очень много сложных ситуаций-последствий предлагает нам окружающая среда: интернет, телевидение, газеты-журналы то и дело путаются в показаниях – то захлебываются в рекламе фигурных стандартов, то подхватывают неудачные операции на щит и сплачиваются против хирургов.
Человек, согласившийся говорить о «пластике» откровенно, живет и работает в Санкт-Петербурге. Это Рустем Каримов, ведущий врач-хирург клиники «МедиЭстетик».

– Рустем Фанильевич, пышная грудь – мечта многих женщин. Они готовы на любые риски ради заветного размера. Но к каким последствиям приводит установка избыточно больших имплантов?
– В первую очередь это, конечно, птоз (опущение груди), с которым пластические хирурги и вступают затем в борьбу и ради чего выполняют такие операции, как мастопексия и маммопластика. А во-вторых, визуализация края импланта, когда его контур заметен. Степень птоза оценивают по отношению положения соска к подгрудной складке. Чем больше грудь, тем быстрее она стремится вниз.
Установка очень больших имплантов сопровождается также перерастяжением и истончением тканей, что приводит в дальнейшем к недостаточному тканевому покрытию импланта и опять же к визуализации его контуров.
Проблем можно избежать только одним способом – правильным подбором импланта по размеру. Те времена, когда грудь увеличивали по желанию пациентки хоть на 5 размеров, надеюсь, ушли в прошлое. В настоящее время доминирующая тенденция в увеличивающей маммопластике – получение оптимального результата. Причем в понятие «оптимальность» входит создание красивой груди естественной формы, а не просто максимально большой.

– И все-таки что значит «слишком большой имплант»?
– Это имплант, базовая ширина основания которого больше рекомендуемой.

– Как соотносится большой имплант с весом и ростом пациентки? И вообще на каком основании врач может утверждать, что данный протез для нее слишком велик.
– Мы учитываем скорее не вес и рост, а ширину грудной клетки – размер от грудины до передней подмышечной линии, и толщину мягких тканей молочной железы.

– Значит, неважно – коротышка ты или дылда – главное, чтобы грудная клетка была широкой, и тогда королевский размер гарантирован?
– «Королевский размер» - это что? Какой размер груди можно отнести к королевскому? Все-таки при увеличении груди в первую очередь речь идет о создании красивой формы, а лишь затем о «королевском размере».

– А что вы скажете о худых? Когда субтильность становится критической при принятии решения об операции?
– Если у пациентки выраженный дефицит массы тела и минимально выраженная толщина подкожно-жировой клетчатки. Многие наверняка видели в интернете фотографии истощенных моделей, так вот это не наши потенциальные пациентки, так как риск появления проблем, связанных с проявлением контуров имплантов, у таких девушек очень высок.

– Если пышную грудь, допустим, за одну операцию сделать нереально, значит ли это, что женщина к своей цели может идти поэтапно, увеличивая грудь каждый год на один размер?
– Ну если женщина найдет своего хирурга, то в принципе возможно все, в том числе и ежегодная замена имплантов на все большие и большие. Ну а затем в обратном порядке, с подтяжкой. Кожа – достаточно эластичное образование, и можно поставить имплант большого размера худенькой женщине, все заживет, кожа растянется, но выглядеть, скорее всего, будет некрасиво.

– Каков самый благоприятный выбор места разреза? Зависит ли он от типа груди и импланта?
– Для хирурга наиболее удобен доступ по подгрудной складке. Он достаточен по величине и подходит для осмотра полости при остановке кровоточивости во время подготовки ложа для импланта. С точки зрения эстетичности, лично мне импонирует доступ по нижнему краю ареолы – он располагается по краю пигментного пятна и, как правило, после полного созревания рубца, к 6 - 8 месяцам практически незаметен. Для доступа по нижнему краю ареолы есть ограничения, выполнить таким способом операцию невозможно, если ареола в диаметре меньше 3 сантиметров.
Часто во время консультации задают вопрос о том, не повреждается ли молочная железа, не нарушается ли чувствительность во время увеличения груди через доступ по нижнему краю ареолы. Нет! Есть несколько способов выполнения операции. В нашей клинике предпочитают метод, при котором после разреза по ареоле проводится отслойка кожи книзу, по нижней полуокружности молочной железы до подгрудной складки, и только после этого выполняются подворачивание под молочную железу и отслойка тканей для создания кармана. Такой способ позволяет сохранить в целости все образования молочной железы и менее травматичен для груди. В том случае, если необходимо выполнить одновременную подтяжку с увеличением груди, разрез проводят вокруг ареолы.

– А при каком операционном доступе меньше всего травмируют ткани?
– На мой взгляд, наиболее безопасен именно доступ по подгрудной складке. К безопасным с этой точки зрения можно отнести и подмышечный доступ, при установке имплантов под железу.

– Сколько дней после операции требуется для возвращения к нормальной активности?
– Как правило, 7 - 10 дней. Это тот период, когда все жалобы практически прекращаются и пациентки чувствуют себя комфортно. Если говорить о болевых ощущениях, то важное значение имеет индивидуальная переносимость боли, так называемый болевой порог, обычно после 5 – 6-го дня неприятные ощущения прекращаются, может остаться лишь болезненность при активных движениях руками и физических нагрузках.

– Как долго женщине придется принимать антибиотики? Почему в некоторых случаях назначают длительные курсы?
– В моей практике обычно прием таблетированных антибактериальных препаратов ограничивается 5 днями после выписки из стационара. Вопросы назначения длительных курсов антибактериальных препаратов правильнее адресовать тем докторам, которые такие курсы назначают, очевидно, у них есть обоснование такого подхода.Чтобы было за что подержаться

– Назначают ли женщине препараты, подавляющие иммунную систему, чтобы предотвратить отторжение импланта, все-таки это инородное тело?
– Не назначают. Имплант, заполненный силиконовым гелем, – иммунологически инертное тело, если говорить утрированно, то не назначают ведь детям, сосущим соску, такие препараты, а это тоже силикон, инородное тело. Многочисленные исследования по поводу поведения имплантов в организме показали их полную иммунологическую резистентность, и соответственно риск отторжение равен нолю. Я в своей практике, больше чем за 13 лет, ни разу не сталкивался с таким осложнением. Тем более что полноценное предоперационное обследование позволяет отобрать для проведения операции пациенток только с хорошим здоровьем.

– Всегда ли нужны дренажи?
– Операция – это травма. Существует потенциальный риск кровотечения, а при увеличении груди еще и создается большая полость, в которой скапливается раневое отделяемое. Дренажи нужны для контроля кровоточивости, через них удаляется раневое отделяемое, благодаря этому уменьшаются отечность и болезненность в первые дни. Я в своей практике устанавливаю различные дренажи – в зависимости от вида доступа. Отчасти это перестраховка, но, с другой стороны, ведь их ставят для обеспечения максимальной безопасности и комфорта пациенток, а контроль состояния гемостаза в первые часы очень важен, чтобы в дальнейшем избежать образования капсулярной контрактуры.

– Почему женщинам приходится носить бандажи и эластичные повязки в течение дней и даже недель после операции? Есть ли более точные методы, гарантирующие запланированное положение импланта?
– Ношение компрессионного белья после операции рекомендуют в течение 4 - 6 недель. Этот срок определяет время созревания нормальной капсулы вокруг импланта. Белье – это вспомогательная процедура, необходимая для фиксации груди, что нужно, скорее, для профилактики серомы (скопления жидкости) и избыточной подвижности импланта. А наиболее точные методы – это предоперационная разметка, деликатная техника оперирования и правильный подбор имплантов. Некорректную установку исправить ношением компрессионного белья практически невозможно.

– Как объяснить факт, что многим женщинам приходится делать повторную операцию в течение трех лет после увеличения груди?
– Говорить об огромном количестве повторных операций, думаю, не очень корректно. Ведь речь идет об общем количестве операций по поводу увеличения груди, а не операций у конкретного хирурга. Кроме того, всегда надо учитывать, что многие пациентки после такой операции рожают детей, а лактация способна привести к изменению формы груди. Или же просто проблемы связаны с увеличением массы тела, и когда после этого женщины начинают усиленно худеть, это тоже может привести к изменению формы – провисанию груди. Около половины повторных операций проводят по коррекции проблемных рубцов – более широких, чем хотелось бы.

– Рубцы в идеале рассасываются и исчезают?
– К сожалению, нет. Они малозаметны, но рубец есть рубец. Вокруг ареолы иногда остается розовая полоска, и иногда практически ничего не видно. Все зависит от умения хирурга, состояния и типа кожи, от того, насколько на женщине хорошо заживают раны.

– Мужчина может наощупь определить протез в груди женщины?
– Практически нет. Гель, используемый для наполнения имплантов, очень мягкий, оболочка, притом что она достаточно прочная, – тонкая, и при правильно подобранных имплантах, и достаточной толщине покровных тканей у пациентки, невозможно определить границы импланта.

– Мне говорили, что существует «лист информированного согласия», по которому пациент имеет право знать, что ему собираются делать и как, в чем заключаются положительные и отрицательные стороны операции.
– Когда женщина приходит на консультацию к хирургу, тот должен дать ей исчерпывающую информацию. Кроме договора, подписывается еще и «лист информированного согласия на проведение процедуры», где перечисляются все возможные осложнения.

– Обязан ли врач сообщить пациентке о существующих альтернативах?
– К сожалению, сейчас альтернативы практически нет, поэтому рассказывать особо не о чем. Увеличение груди при помощи аутожира имеет ряд недостатков, и настолько широко, как этого хотелось бы, в России пока не применяется, хотя контурная пластика – фэтграфтинг (липофилинг) в последнее время набирает обороты, в том числе и для увеличения молочных желез. Это, пожалуй, единственная альтернатива увеличению груди при помощи имплантов. Все же остальные способы или не эффективны, или даже опасны.

– Вы имеете в виду инъекции геля?
– В конце 90-х в России действительно активно применяли биополимерный гель для увеличения молочных желез, но в 1999 году эта методика была запрещена. С ее осложнениями мы сталкиваемся до сих пор, периодически выполняя операции по удалению геля из желез. Насколько мне известно, подобное средство до 2006 года применяли в Китае, но и там в 2007 году наконец-то отказались от этой калечащей методики.

– А в интернете до сих пор много предложений увеличить грудь с помощью инъекций чудо-гелей.
– Прежде всего надо узнать о том, что это за чудо-гель. Сейчас проводится апробация биодеградирующего геля «Macrolane», но этот препарат в стадии клинических испытаний. То есть когда вам предлагают инъекции, надо узнать у врача всю информацию о препарате, о возможных осложнениях, а также о наличие сертификата на гель.

– Женщины какого возраста чаще всего обращаются к вам?
– Возраст не показатель. Иметь красивую грудь – желание, наверное, любой женщины, могу лишь сказать, что в моей практике диапазон в среднем от 18 до 45, при этом самой возрастной пациентке было 59 лет. Конечно же, в основном обращаются молодые девушки и женщины, от 20 до 35. При этом около половины хотят увеличить небольшую грудь, и другая половина – женщины, у которых грудь изменила форму после кормления.

Мила Серова