И снова здравствуй, стадо, младое, незнакомое

Жестокость подростковЭто продолжение разговора о том, почему подростки с такой легкостью становятся насильниками. Да еще бахвалятся собственной дикостью, выкладывая видео в интернет. За круглым столом все те же эксперты: Елена Третьякова, школьный психолог, Владимир Слюняев, социальный работник, Дарья Лебедева, правовед, Зоя Полянская, педагог, Анна Пинаева, сексолог. Начало темы...

Уже не ребенок, еще не взрослый

– При изнасиловании срабатывает лишь принцип контроля над жертвой?

Анна Пинаева, сексолог: – Смотря о каком случае идет речь. Для мужчин, переживших сексуальное насилие в детстве, характерна не только повышенная сексуальная активность, но и агрессия: будучи взрослыми, они чаще всего сами становятся насильниками. И принцип контроля над жертвой для них важнее, нежели получение сексуального удовольствия.

– Тема сексуального насилия детей очень непростая. Ведь ребенок чаще всего скрывает надругательство либо, наоборот, может желаемое выдавать за действительное, понимая, что это действенный способ расправы с неугодными для него членами семьи, учителями. Как отличить действительно пострадавшего от мнимого, исключая обязательный медосмотр и анализы?

Анна Пинаева, детский сексолог: – Существует более 30 признаков – индикаторов того, что над ребенком совершается насилие. К ним относятся такие, как малоподвижность, безразличие к окружающему миру, постоянная беспричинная настороженность, жестокость по отношению к животным, суицидальные попытки, боли в животе, горле, рвота без видимых причин, псевдовзрослое поведение, некоторая враждебность и агрессивность, уменьшающаяся при взрослении, внезапное ухудшение успеваемости, агрессия по отношению к сверстникам, курение, употребление алкоголя, наркотиков.

– А к каким отклонениям отнести гомосексуализм?

Анна Пинаева, детский сексолог: – Вопреки распространенному мнению, что подростков совращают взрослые, большинство подобных контактов происходит между сверстниками. Среди подростков гомосексуальный контакт со взрослыми имеют, как правило, 10 - 15 % мальчиков и меньше 1 % девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток старше или моложе.
Да и статистика подтверждает, что свыше 60 % мужчин-гомосексуалистов пережили первый гомосексуальный контакт между 12 и 14 годами, причем в более 50 % случаев партнеру было также от 12 до 15 лет, у 8 % он был младше, у 14 % это были 16 - 18-летние и только у остальных – взрослые.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Этому есть объяснение, ведь именно во время ранней юности высока потребность в сильных эмоциональных привязанностях. Но так как чаще всего психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена незрелостью подростка, привязанность проще реализовать с другом своего пола.

Анна Пинаева, детский сексолог: – Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые не обязательно закончатся сексом.
Хотя разные виды эмоциональных привязанностей взаимосвязаны и одна из них может предшествовать и подготавливать рождение другой. Интерес к телу и половым органам людей собственного пола, возникающий уже в раннем возрасте, стимулируется прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с другими. В пубертатный период подросток впервые воспринимает собственное тело как эротический объект, вторичные половые признаки становятся для него одновременно символами и взрослости, и пола.
Большая фактическая доступность своего сверстника, нежели сверстника противоположного пола, дополняется сходством интересов и значительно менее строгими табу на телесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречаются чаще, чем гетеросексуальные. Сексуальные игры со сверстниками, раздевание, ощупывание половых органов, взаимная или групповая мастурбация, если в них не вовлечены взрослые, не считаются в мальчишеских компаниях чем-то страшным или постыдным.
У девочек выражения нежности – объятия, поцелуи – вообще не табуируются. Не удивительно, что пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в 15 - 16 лет уже дает основание для беспокойства.
Сексуальные игры младших подростков предпочитают не называть гомосексуальными и не придают им чрезмерного значения. Однако между допубертатной гомосексуальной активностью и будущей сексуальной ориентацией взрослого человека есть определенная связь. Условно-рефлекторные связи могут возникнуть у подростка во время сексуальной игры и зафиксироваться навсегда.

Елена Третьякова, школьный психолог: – И все-таки в детских домах, интернатах, закрытых учебных заведениях старшие или более сильные нередко сексуально насилуют младших, более слабых. Такие действия часто бывают групповыми и мотивируются не столько эротически, сколько служат средством установления или демонстрации отношений господства и подчинения: жертвы сексуального насилия, даже если они вынуждены уступить превосходящей силе, теряют личное достоинство, становятся объектами всеобщего презрения и должны впредь подчиняться своим обидчикам. Это принижает их самоуважение, иногда доводит до самоубийства.

Анна Пинаева, детский сексолог: – Исследования показали, что 50 % лиц, совершивших сексуальные преступления, воспитывались в полной, но конфликтной семье. Социальные условия могут в значительной степени способствовать не только совершению сексуальных преступлений, но и различного рода отклонениям психосоциального развития личности, выражающимся в сексуальной распущенности, проституции.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Различные формы физического и сексуального насилия такие, как инцест, физические наказания, в детстве провоцируют формирование ряда личностных расстройств. Те, кто чаще других был свидетелем сцен семейного насилия, как правило, впоследствии становились насильниками.
Кстати, в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует мнение о том, что сексуальные покушения на детей редки и большинство покушений совершают посторонние, а также, что чаще всего они случаются в бедной, необразованной среде и неполных семьях. Практика предъявляет следующие факты: среди детей сексуальное насилие в семье переживают не менее 30 %, при этом с сопровождением телесных наказаний родителями – 40 %.

Дарья Лебедева, правовед: – В Уголовном кодексе нет специальных статей, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные лицами, находящимися в родственных отношениях. Чаще всего о фактах насилия в семье не заявляют, скрывают их от правоохранительных органов.
В этом вопросе есть двойная мораль, так как и правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые за закрытыми дверями в семье. Поэтому уголовные дела возбуждают лишь в случае убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Вот-вот, безнаказанность одного преступления влечет новое, более страшное и циничное.

– Но подросток несет ответственность за содеянные преступления или закон наказывает только совершеннолетних?

Дарья Лебедева, правовед: – За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности) – с 16 лет. К административным нарушения относятся: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Увеличивающиеся факторы отклонения в поведении подростков связаны прежде всего с системным кризисом государства, общества в целом. Высокая детская преступность – результат высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности отдельных слоев населения адаптироваться к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Отсюда и агрессия как внутри семьи, так и за ее пределами.

Что делать?

Елена Третьякова, школьный психолог: – Вернуть в общество пропаганду эмоциональных связей между поколениями, которые составляют основу семейной памяти. Ведь опора семьи – поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Анна Пинаева, детский сексолог: – В связи с тем, что дети часто становятся жертвами сексуальной агрессии, родители и учителя должны объяснять подросткам, что нельзя принимать подарки от незнакомых людей или принимать их предложения покататься на машине, посетить квартиру. Их необходимо научить разгадывать истинные намерения окружающих, говорить «нет» в определенных обстоятельствах. Очень важно, чтобы у детей было желание рассказать взрослым о ситуациях, которых они боятся или которые уже произошли. Детей надо уважать, но не потакать им. Не стоит уходить от бесед на темы сексуальности. Почему бы спокойно не говорить о том, что это составляющая жизни каждого человека и к ней необходимо относиться ответственно.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Родители, взрослые, которым ребенок доверяет, должны помогать повышению его самооценки. Несмотря на непостоянство в пристрастиях, лучше пусть ребенок испытает много, нежели ничего. Почему бы не записать его в школу боевых искусств, йоги, в бассейн или студию танцев, найти увлечение, в котором он может преуспеть.

Зоя Полянская, педагог: – Почти все мы проходим похожий круг проб и ошибок, ценно, если родители заранее расскажут подросткам, что они, возможно, тоже сталкивались с этим в детстве. Нужно снизить остроту грядущих переживаний и разочарований.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Нужно ввести моду на образованность, хорошее здоровье, мужественность, дружную семью, уважение к обществу.

Дарья Лебедева, правовед: – По-моему, необходимо ужесточение правовых отношений в цепочке учитель – родитель – ребенок: каждый должен понимать, что за неблаговидный поступок ответственность неминуема.

Лариса Синенко

P.S. Здесь можно озакомиться ещё с одним мнением психолога о детской преступности