Амок, или Аборт по-кустарному

Амок, или Аборт по-кустарному

Ведущая рубрики Галина Дикке, доктор медицинских наук, профессор кафедры репродуктивной медицины и хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета, приглашает к диалогу и читателей, и конкретных специалистов. Сегодня ее собеседница – Любовь Ерофеева, директор Российской ассоциации «Народонаселение и развитие». И разговор пойдет о праве на аборты. Все, кому есть что сказать, могут присоединяться.

ГД: – «Амок» – новелла Стефана Цвейга о любви-наваждении, любви-горячке. Слово «амок» малайского происхождения и отражает психическое состояние человека, характеризующееся резким двигательным возбуждением (как правило, бег) и агрессивными действиями, беспричинным нападением на людей. Но в новелле никакой агрессии нет, амок выражается в стремлении врача сохранить жизнь любимой женщине, а когда он понимает, что ему это не удастся, то хотя бы – ее честь и достоинство в глазах окружающих.

Что почитать
«...на грязной циновке, корчась от боли, лежало человеческое существо, лежала она. Я не видел ее лица. Мои глаза еще не привыкли к темноте, ощупью я нашел ее руку, горячую, как огонь. У нее был жар, сильный жар, и я содрогнулся, я сразу понял все. Она бежала сюда от меня, дала искалечить себя первой попавшейся грязной старухе только потому, что боялась огласки, дала какой-то ведьме убить себя, лишь бы не довериться мне. Только потому, что я, безумец, не пощадил ее гордости, не помог ей сразу. Потому что смерти она боялась меньше, чем меня...»
(«Амок», Стефан Цвейг)

ЛЕ: – Некоторые психологи считают принятое женщиной решение о прерывании беременности проявлением аутоагрессии, то есть агрессии по отношению к самой себе, к своему телу. Этими проявлениями чаще всего страдают забеременевшие после изнасилования. Но далеко не все обращаются за помощью в медицинские учреждения. Почему так происходит в стране, где легальные аборты производят с 20-х годов прошлого столетия (правда, существовал и период запрета с 1936-го по 1957 год)? Что толкает женщину в руки неквалифицированных людей, готовых на все ради наживы? Почему подавляющее число попыток прерывания беременности связано с поздним обращением – уже после 12 недель?

Памятка
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.
Аборт проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины – независимо от срока беременности. Аборт должен проводиться только в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 123) производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. Однако если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Цифры
Предпочтительные методы выполнения аборта в первом триместре (согласно рекомендациям ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения):
•    аспирация (мануальная или электровакуумная);
•    медикаментозный (применение препарата мифепристон в сочетании с простагландинами).
23,4 % составляют в России аборты, выполненные методом вакуум-аспирации.
1,7 % – медикаментозные (неинвазивные и самые безопасные на сегодняшний день). В 2007 году при общем числе абортов – 1,3 млн. – их зарегистрировано всего 22,4 тысячи.
Самый распространенный метод в России – расширение шейки матки и выскабливание – ВОЗ допускает только в исключительных случаях, когда нет возможности применить более щадящие методы.

ГД: – Да, бессилие врача перед смертью, вызванной осложнениями после криминального аборта, потрясает. Можно предположить, что этих женщин амок гонит в бездну, и они даже не сознают того, что с ними происходит. Каждый акушер-гинеколог наверняка в своей практике сталкивался с такими ситуациями. Развитие медицины в настоящее время позволяет иногда ценой неимоверных усилий спасти жизнь женщины, но, как правило, в таких случаях ей больше не стать матерью.

ЛЕ: – Может быть, дело в том, что в нашей стране преобладает взгляд на искусственный аборт как на калечащую здоровье операцию. Так информируют женщину, обратившуюся за помощью в лечебное учреждение: «Почти у каждой третьей женщины после аборта возникает осложнение, а у женщин, прервавших первую беременность – почти у каждой второй. Аборт приводит к эмоциональному стрессу, который нарушает течение всех психических и физических процессов в организме, влияет на течение и исход последующих беременностей. Аборты – основной источник гинекологических заболеваний. Кроме того, аборт увеличивает риск возникновения онкологических заболеваний женской половой сферы параллельно росту частоты искусственных абортов. Аборты часто являются причиной бесплодия, невынашивания и других осложнений при последующей беременности».

Наши права
Устав Международной Федерации Планируемого Родительства о половых и репродуктивных правах (Билль о правах МФПС, ноябрь1995 г.) включает в себя:
1. Право на жизнь;
2. Право на личную свободу и безопасность;
3. Право на равенство и свободу от всех форм дискриминации;
4. Право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность;
5. Право на свободу убеждений;
6. Право на получение информации и образования;
7. Право выбора вступления или невступления в брак и создания и планирования семьи;
8. Право решать вопрос о рождении детей и планировать рождение детей;
9. Право на медицинское обслуживание и здравоохранение;
10. Право пользоваться достижениями научного прогресса;
11. Право на свободу собраний и на политическое участие;
12. Право на защиту от жестокого и унизительного обращения.

ГД: – А вот как пишут о процедуре аборта (имеется в виду легальная процедура) зарубежные специалисты: «Риск осложнений после аборта минимален – менее 0,1% пациенток, сделавших аборт, нуждаются в госпитализации из-за возникших осложнений. Аборты, выполненные в первом триместре беременности, практически не ведут к таким проблемам, как бесплодие, внематочная беременность, спонтанные аборты или врожденные дефекты плода, имеют небольшой или почти не имеют риска преждевременных родов и низкого веса новорожденного. Всесторонние лонгитюдные исследования, выполненные по заказу правительств США и Великобритании, обнаружили, что связи между абортом и раком груди нет. Также нет свидетельств того, что аборт является фактором риска других видов рака. На основании многочисленных исследований с начала 80-х годов ведущие эксперты пришли к заключению, что аборт не наносит вреда психическому здоровью женщины».
Сегодня и такая авторитетная организация как ВОЗ признает, что «процедуры и техника выполнения искусственного аборта на ранних стадиях просты и безопасны. Если прерыванием беременности занимаются квалифицированные медработники, используя для этого адекватное оборудование, правильную методику и санитарно-гигиенические стандарты, то аборт является одним из самых безопасных медицинских вмешательств».

ЛЕ: – Конечно, аборт – не лучшее средство контроля рождаемости. Это крайнее средство. То, что Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов, объясняется не одними объективными факторами, такими, как нехватка контрацептивных препаратов или недостаточность информированности населения о возможных способах предохранения. Не меньшее значение имеют особенности менталитета и поведения, базирующиеся на традиционном представлении о том, что вся ответственность за регулирование рождаемости лежит на женщине.

ГД: – Но поскольку ни один из методов контрацепции не обеспечивает стопроцентной надежности, в цивилизованных странах аборт представляется выходом там, где контрацепция не срабатывает. Выходом, помогающим женщинам самим решать, иметь ли им детей, сколько и когда.

ЛЕ: – В Великобритании проводилось интересное исследование о причинах неиспользования методов контрацепции молодыми женщинами. Выявлена прямая зависимость между самооценкой женщины и использованием или неиспользованием средств контрацепции. Чем ниже уровень самооценки, тем больше вероятность неиспользования контрацепции, последующей не планируемой беременности и аборта. Российские социологи, также озаботившись данной проблемой, изучили образовательный и социальный уровень женщин, предпочитающих аборт, и тех, у кого высока готовность отказа от новорожденного. Зависимость выявлена прямая, это очень схожие социологические типы. С другой стороны, российские психологи обнаруживают с помощью анкетирования группу молодых образованных и уверенных в себе женщин, которые имеют регулярную половую жизнь и не предохраняются намеренно. Это женщины, чьи партнеры женаты либо тянут с женитьбой. Если при возникновении беременности мужчина не намерен «терять свободу» или уходить из прежней семьи, его беременной подруге приходится идти на прерывание беременности.

ГД: – О проблеме абортов и контрацепции в нашей стране сейчас ведется множество дискуссий. Чаще всего споры принимают характер апелляций к интересам не рожденных детей, и это ведет к стигматизации (клеймению) абортов и средств контрацепции, ассоциируя и те и другие с детоубийством.

ЛЕ: – Последнее время к этой теме стало обращаться все больше политиков, руководствующихся в основном популистскими мотивами и желанием сыграть на угрозе вымирания нации, обвиняющих в этом в первую очередь российских женщин, не желающих войти в положение государства и нарожать стране побольше детей. Нерожденных в результате прерывания беременности считают репродуктивными потерями нации, и предлагают самые радикальные меры – жесткое ограничение права на аборт. Вместе с тем опыт запрещения абортов в некоторых странах, в том числе и в нашей стране, показывает, что эта мера не приводит к повышению рождаемости. Сегодня актуален иной вопрос – переход к цивилизованным способам внутрисемейного регулирования рождаемости: беременности надо планировать.

Ликбез
Небезопасный аборт – так называют эксперты Всемирной организации здравоохранения процедуру прерывания нежелательной беременности лицами, не владеющими необходимыми навыками, или происходящую в условиях, неудовлетворяющих минимальным медицинским требованиям или наличие и того, и другого. Ежегодно небезопасный аборт уносит около 60 тысяч жизней во всем мире.

ГД: – Опыт многих стран показывает, что уровень абортов может быть намного более низким, чем в России, однако совсем избавиться от них не удается нигде. И пусть хоть и для небольшого числа женщин, которые все же по тем или иным причинам решаются на аборт, эта процедура будет безопасна.