Лучшая профилактика мастопатии – рожать и кормить

Каждый месяц за несколько дней до менструации вы вдруг чувствуете, как ваша грудь набухает, увеличиваясь на размер. Появляется тянущая боль в молочной железе. После месячных эти симптомы исчезают, а значит, уверены вы, так и надо, тем более, что у большинства ваших подруг аналогичная ситуация. Но вы ошибаетесь. В норме грудь не должна болеть ни при каких обстоятельствах. Вам срочно нужно показаться врачу, потому что у вас развивается мастопатия.
Об этом распространенном и опасном заболевании мы попросили рассказать врача онколога-маммолога клинической больницы № 83 города Москвы Галину Брусованскую.

- Галина Георгиевна, женщины, как правило, игнорируют первые признаки мастопатии, потому что не знают, что это доброкачественное заболевание молочной железы, проявляющееся в патологическом разрастании ее тканей. То есть опухоль?

- Нет, это не опухоль. Это дисбаланс в соотношении соединительной (фиброз) и эпителиальной тканей. Их неравномерный рост приводит к тому, что одна ткань разрастается больше, чем другая. Обычные спутники мастопатии – тяжесть в груди и боль, возникающие за 10-14 дней до месячных. Болезненные ощущения особенно усиливается при быстрой ходьбе и беге. Иногда боль вспыхивает от соприкосновения с одеждой. Если женщина ведет здоровый образ жизни, не делает аборты и у нее все в порядке с гинекологией, то молочные железы не должны доставлять дискомфорт. Но это и хорошо, что мастопатия проявляется болезненно. Организм сигналит о беде – скорее к врачу! Вот рак не болит и разрушает человека втихомолку.

- Мастопатия имеет множество форм. Какие из них самые распространенные?

- Чаще всего встречается мастопатия фиброзно-кистозная, кистозно-фиброзная и диффузная. Форма зависит от того, какая ткань превалирует в молочной железе. Для фиброзно-кистозной мастопатии характерно преобладание фиброзной ткани с наличием мелких кист. Если в молочной железе преобладают кисты, то это кистозно-фиброзная мастопатия. Диффузная форма считается самой простой – это незначительные изменения ткани молочной железы. Формы могут переходить одна в другую. Допустим, диффузные изменения, если их не лечить, переходят со временем в кистозные, кисты начинают расти, и возможно перерождение в рак.

- Можно ли прощупать эти кисты?

- Маммологи шутят, что первый, кто выявляет рак молочной железы – это любовник. Муж, как правило, через несколько лет брачной жизни привыкает к прелестям жены и уже не так много времени уделяет ласкам. В отличие от него, любовник старается в постели. Целуя и трогая грудь женщины, он может почувствовать уплотнения. А если серьезно, то самообследование нужно проводить регулярно, на 6-й день от начала менструации.

Как прощупать свою грудь
Делается это в ванной следующим образом: стоя перед зеркалом, намыльте грудь, поднимите руки вверх и внимательно рассмотрите свое отражение. Если появилось пупкообразное втяжение кожи на груди или втяжение соска, то это может быть признаком рака (иногда у женщины с рождения втянутые соски – это не страшно). Затем по часовой стрелке прощупайте каждую грудь, нет ли каких уплотнений. Нередко, нащупав бугорок, женщины сразу паникуют: «У меня опухоль! У меня киста!» Но это не опухоль, а проявление железистой ткани, характерной для молодых (до 30 лет) – нерожавших или родивших одного ребенка – женщин. Эти уплотнения могут быть бугристыми, или лежать большими кусками, или иметь мелкозернистую структуру. Кстати, мелкие кисты не в состоянии прощупать даже врач, потому что они слишком мягкие и эластичные.

- Что означают выделения из сосков?

- Если они симметричные, из обоих сосков, то, без сомнения, это мастопатия. Но для большей уверенности желательно сдать мазочек на цитологическое исследование. В любом случае, если у вас возникло малейшее подозрение, немедленно обращайтесь за консультацией к маммологу, чтобы, например, не упустить фиброаденому (доброкачественную опухоль).

- Известны ли причины мастопатии?

- Молочная железа – гормонозависимый орган, поэтому основная ее причина – гормональный дисбаланс в организме. Чаще всего он связан с гинекологическими заболеваниями (миомой, аденомиозом, эндометриозом, гиперплазией эндометрия, хроническими воспалениями придатков, поликистозом яичников) и дисфункцией щитовидной железы.

- Можно ли определить группы риска?

- Если женщина ни разу не рожала и не беременела или рожала единожды за всю жизнь, то у нее больше шансов заболеть мастопатией. Существует закономерность: чем больше рожаешь и дольше кормишь, тем меньше риск. Кормить надо до года обязательно, ну хотя бы минимум 6 месяцев – это для молочной железы большой плюс. Позднородящие (после 30 лет) – тоже входят в группу риска. Идеальная ситуация, когда женщина к 25 годам родила и выкормила грудью двоих детей. Но первые в очереди за болезнями молочной железы – делающие аборты. Это страшнейший стресс, гормональная катастрофа, последствия которой непредсказуемы.
Иногда слышу от своих пациенток, которые пережили мастопатию: «Ну когда же климакс наступит и избавит меня от всех проблем?!» Рассуждают по принципу: скорее бы немцы пришли – в плен сдаться. Да, с наступлением менопаузы мастопатия больше не грозит. Это так. Но не стоит расслабляться. Зато в период климакса возрастает риск злокачественной опухоли.

- Как диагностируется мастопатия?

- Первоначально необходим осмотр у маммолога. Молодым девочкам мы делаем УЗИ молочных желез и подмышечных лимфоузлов. Пациенткам старше 40 лет проводим маммографию (рентген). Иногда у женщин, которые практически не кормили, или которые имеют патологию щитовидной железы, в тканях молочной железы сохраняется железистый компонент, а при нем маммография не информативна. Таких пациенток мы отправляем на УЗИ. При необходимости проводим цитологическое исследование – делаем мазки из сосков и, если находим какие-то отклонения, назначаем пункционную биопсию (иголочкой осуществляем забор клеток из уплотнения).

- Анализ на гормоны обязателен?

- Нет. Это дополнительное исследование при заболеваниях щитовидной железы и диагнозе «фиброаденома». Если врач считает нужным, он назначает дуктографию для исследования протоков. При некоторых формах мастопатии пациентке показана пневмокистография (это маммографическое исследование кисты).

- Некоторые коммерческие клиники включают в обязательный перечень анализов онкомаркеры. Что это такое?

- Специальный анализ крови из вены, который показывает наличие раковых клеток. Это имеет смысл, когда у человека выявлено онкологическое заболевание и его ждет курс химиотерапии. Первый раз онкомаркеры делаются перед химией, второй раз – после нее. Затем сравнивают результаты, чтобы понять, есть ли польза от химиотерапии или нет. При мастопатии онкомаркеры ничего вам не скажут. Частные клиники нередко назначают лишние процедуры – это их бизнес. Допустим, у девочки все в порядке и с гинекологией, и с щитовидкой, а ей рекомендуют сдать кровь на гормоны. Мы в нашей больнице просто так, если нет показаний, не посылаем на дополнительные исследования.

- В чем особенности терапии?

- Лечение мастопатии – очень сложный процесс, ведь прежде всего нужно выявить причину. Либо это гинекологическое заболевание, либо что-то неладное со щитовидной железой, либо виной всему аборт. А может, это следствие гепатита или холецистита. На эти поиски и само лечение порой уходят два-три года. Допустим, мы выяснили, что первичный очаг – миома. Значит, сначала пациентка должна пролечиться у гинеколога, так как без этого все усилия маммолога будут тщетны. Часто, убрав проблему в гинекологии, женщина уже не нуждается в терапии молочной железы – мастопатия сама проходит.
На метод лечения влияют и формы мастопатии. Единого стандарта нет, каждый случай требует индивидуального подхода. В идеале маммолог и гинеколог должны работать в связке. Если, допустим, гинеколог собирается назначить женщине гормонотерапию, ему следует направить пациентку к маммологу, чтобы проверить молочные железы. Потому что при фиброаденоме гормональные препараты противопоказаны: они могут дать перерождение опухоли в рак. Труднее всего лечению поддаются кисты молочной железы. Я, например, предпочитаю гомеопатические препараты при кистозной мастопатии. Если кист много и они мелкие, то мы их лечим консервативно. Если вдруг одна из кист увеличивается и воспаляется, мы ее сначала консервативно лечим, потом делаем пункцию, откачиваем жидкость и отдаем на анализ. И снова продолжаем терапию.

Толчки для развития мастопатии
• Травмы, удары, вызывающие сильные гематомы. Кстати, ушибы довольно часто приводят к раку молочной железы. Поэтому так опасны для женщины занятия модными сегодня восточными единоборствами. В грудь бить категорически запрещено. Это очень нежный и деликатный орган.
• Стрессы, переживания, даже такие, казалось бы, мелочи, как ссора с мужем. Все начинается с незначительных болей в молочных железах, а закончиться может раком.
• Опасность таят и неправильные контрацептивы, то есть когда женщина без совета врача сама назначает себе гормональные препараты.
• К мастопатии ведут и хронические заболевания печени – холецистит и гепатит.

-В каких случаях делают операцию?
- Фиброаденому (доброкачественная опухоль, узловая форма мастопатии) лекарствами не вылечишь, нужно оперативное вмешательство. Конечно, можно за ней какое-то время понаблюдать, если она не меняется, не растет, но, я считаю, это мина замедленного действия, и ее лучше сразу удалять. Единичная большая киста тоже оперируется. Наши хирурги стараются проводить операцию аккуратно, сохраняя форму груди: надрез делается по ареоле (по коричневому ободку вокруг соска) и удаляется киста или фиброаденома. Если через этот надрез не удается достать кисту, то делается секторальная резекция, но и в этом случае грудь не уродуется. Правда, когда кожа склонна к коллоидным рубцам, то не вина хирурга, что получился шрам большой толщины.

- Грудь не удаляют совсем?
- При мастопатии – нет. Это делается только при раке. Прямо во время операции фиброаденому отправляют на гистологическое исследование. Минут 20 хирурги ждут результат анализа. Если злокачественных клеток нет, то операцию завершают, а если обнаружен рак, врачи удаляют молочную железу.

title- Возможны ли рецидивы?

- Все зависит от хирурга. Если после операции от кисты остается участок капсулы, то она потом может развиваться. Поэтому здесь главное убрать чистенько, и тогда рецидивов в этом месте не будет. Но никто не гарантирует, что киста не образуется в другом месте.

- Мастопатия может стать причиной мастита?

- Нет. Мастопатия даже лечится беременностью и родами. Врачи советуют женщине родить ребенка и кормить его, чтобы исчезли кисты. Некоторые мои пациентки, не будучи замужем, специально беременеют, чтобы вернуть здоровье. Это касается всех форм мастопатии, кроме фиброаденомы. Ее перед беременностью лучше прооперировать. Беременность – это всегда гормональный всплеск, и мы не знаем, как на его фоне поведет себя фиброаденома. Она может и озлакочествиться. Разумные женщины, прежде чем планировать рождение ребенка, приходят к маммологу провериться. Ведь во время беременности мы не назначаем никакой терапии. Ну а нормой жизни для всех женщин должен стать ежегодный профилактический осмотр у маммолога.

Мила Серова

Что ещё почитать на эту тему:

Отлучение аденомы от груди