Фефекты фикции

Фефекты фикции

Мой знакомый сильно рвался в политику, обозначив ее для себя в виде должности государственного чиновника высшего звена, считая это место хлебным и увлекательно интрижным. А интриган он был завзятый и злой. Только одно сбивало его с пути к мечте – заикание, от которого он никак не мог избавиться, потому что поздно взялся. Зато другой деятель, страдавший легкой картавостью, в политику пробился и такого наворотил, что мы до сих пор икаем.

Я это к тому, что дефекты речи и стимулируют честолюбие, и ущемляют самолюбие, но в любом случае ребенок, а потом взрослый чувствует свою инакость. И это не всегда делает его добрее, умнее и терпимее, потому что часто он не встречает именно этих качеств в окружающих и отвечает им взаимностью отторжения.

А ведь всего-то и надо, что вовремя попытаться избавить ребенка от такой особой приметы.

– Мама, слушай: кАсный цвет – угоги (дороги) нет, зеленый свет – угога есть!
– Чего нет у Гоги?
– Мама! Не у Гоги, а У-ГО-ГИ нет!


Но все-таки наиболее распространенное нарушение речи у детей – заикание, – считает Елена Парцалис, заведующая детским отделением Центра патологии речи, доктор медицинских наук.
– Заикание – нарушение плавности и слитности речи. Очень тяжелая и многогранная проблема. Довольно часто – до 30 % – первые формы заикания можно попробовать устранить, достаточно нормализовать атмосферу в доме, не перегружать ребенка информацией и впечатлениями и не запугивать. Дома должно быть спокойно и тихо. Плюс минимальная медикаментозная помощь в виде успокаивающих препаратов. Иначе может сформироваться очаг патологической судорожной активности мозга и заикание перейдет в привычную стадию, от которой не так-то просто избавиться.

– Елена Михайловна, бывает, что едва заговоривший малыш запинается в начале фразы, с этим тоже бежать к врачу?
– Обязательно! Если это явление становится привычным, имеет волнообразный характер – вспышка, которая постепенно сходит на нет, тихий период и новый, еще более сильный всплеск – немедленно к специалисту. В данном случае специалистов как минимум двое: невролог и логопед.

– Понятно, что малыша следует ограждать от скандалов, конфликтов, психических травм, а как насчет положительного стресса?
– Если говорить о заикании, то мы рекомендуем не допускать как отрицательных, так и положительных стрессов. На моей памяти не один десяток случаев, когда детям, с которыми мы долго и успешно работали, родители устраивали веселый праздник – с множеством гостей, подарков, игр. А на следующий день выплеснувший эмоции ребенок двух слов связать не может. И наступает еще более тяжелая стадия заболевания, чем до праздника. В остальных случаях все зависит от эмоционального фона малыша: если ребенок возбудимый и впечатлительный, надо стараться не волновать его.

– Существуют ведь и другие нарушения речи?
– Конечно. К примеру, дислалия – когда при хорошем словарном запасе и правильном построении предложений есть дефекты произношения некоторых звуков. Дислалия хорошо корректируется, в отличие, скажем, от дизартрии – нарушения произношения, вызванного не неумением или нежеланием говорить, а определенными нарушениями нервной системы.
При алалии ребенок либо вообще не понимает речи, либо все понимает, но не умеет речь воспроизводить, либо и не понимает, и не говорит. Эта патология требует комплексного подхода к лечению – с такими детишками занимаются и психиатры, и психологи, и неврологи, и логопеды.
Ринолалия (говорение в нос), которая часто обусловлена врожденными аномалиями развития верхней челюсти (волчья пасть или заячья губа), но после хирургической коррекции этих дефектов часто все приходит в норму.
Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы. С такими детьми тоже работают как психиатры, так и логопеды.

– Сегодня больше детей с дефектами речи, чем десять - двадцать лет назад?
– Их несколько больше в процентном соотношении. Какое-то количество малышей, которые раньше погибали в родах или во время беременности, сейчас выживает, но рождается больными. К сожалению, с годами и женщины здоровей не стали. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 30 % способного к деторождению населения поражены заболеваниями, передающимися половым путем. Любая инфекция во время беременности создает неблагополучную для малыша среду: развивается недостаточность работы плаценты и как следствие – нехватка кислорода. А поскольку самый уязвимый человеческий орган – мозг, то у таких ребятишек в дальнейшем могут быть проблемы с развитием высших психических функций, в том числе с речью.

Огромнейшую роль в развитии речи играет обстановка в семье. В неблагополучных семьях дети, как правило, запущены, заброшены и страдают от психологических травм. Но в последние годы наблюдается другая, по сути сходная тенденция – состоятельные семьи, очень успешные родители и ребенок на попечении няни. К сожалению, Арины Родионовны встречаются редко. В основном няням платят за то, чтобы ребенок вовремя поел, выспался, погулял, был ухожен и чист. Вы знаете, что самые запущенные дети, которые поздно начинают говорить – это дети нуворишей? Если с ребенком не заниматься, не играть, не общаться и не вытягивать его на общение, он недополучит очень важную для него информацию и станет отставать от общего развития.

Кстати, передозировка занятий грозит теми же проблемами – нарушениями общего здоровья, а иногда и речи. Скажем, успешные и амбициозные родители, жаждущие вырастить из своего чада вундеркинда, начинают развивать речь во всех ее проявлениях – обучать двух-трехлетних малышей языкам, математике, географии, истории искусств. Так ли это необходимо?

Фефекты фикции– А вам не кажется, что детские неврологи слишком торопятся поставить двухлетнему ребенку диагноз задержка развития речи и подкормить его медикаментами?
– Когда врач абсолютно уверен в необходимости медикаментозной терапии, его основная задача – объяснить маме, для чего это необходимо. А мама должна всецело доверять своему неврологу. Или логопеду. Правда, здесь встает проблема выбора врача.

– И как же его выбирать?
– Как и любых других врачей. Во-первых, послушать сарафанное радио. Во-вторых, контактировать. Очень многое зависит от того, как специалист будет общаться с вами и ребенком. Если вы получите подробную и внятную консультацию – считайте, что с врачом вам повезло. То же касается и логопеда.

– В каком возрасте проявляются проблемы с речью? Если малыш не говорит, может, он просто мал и накапливает словарный запас?
– Ребенок – не сейф, чтобы что-то накапливать. Если малыш молчит, его это напрягает. Обратите внимание на ребятишек: как только они начинают говорить, ведь не заткнуть! И надо уметь правильно на это реагировать: спокойно отвечать на все вопросы, поддерживать диалог, постоянно общаться. Что интересно: у многих бабушек хватает терпения это делать, а у молодых родителей – нет. И начинается: «Господи, как же ты надоел со своими вопросами! Когда ты, наконец, замолчишь?!» Вы хотите, чтобы ваш ребенок замолчал или научился говорить правильно? Тогда поощряйте его.

Самый ранний этап становления речи – год - полтора, когда малыш учится ее понимать, пробует произносить отдельные слоги и слова. В этот период полезно заниматься звукоподражательными упражнениями: «как каркает ворона?», «как пищит мышонок?», «как гудит машина?». А после 2 лет у ребенка формируется развернутая фразовая речь – его должны понимать не только папа с мамой, но и остальные люди.

– Перечислите, пожалуйста, наиболее частые, на ваш взгляд, родительские ошибки?
– Отгонять от себя ребенка и не обращать на него внимания. Пытаться быстро его чему-то научить. Сегодня у нас множество школ подготовки к родам, где родителей учат рожать, пеленать и кормить новорожденного. Но нет школ для хороших родителей. В их отсутствие читайте хотя бы книги о развитии ребенка.

– Многие родители жаждут отдать ребенка в специализированный детский сад – тот же логопедический.
– Я не считаю это хорошей идеей. Понятно, что родителей привлекают квалифицированный персонал и маленькое число детей в логопедической группе. Но здоровый ребенок может перенять недостатки своих новых друзей. А есть еще сады коррекционного типа для детей с задержкой психического и речевого развития – там и вовсе могут быть малыши, мягко говоря, не совсем адекватные.

– Можно ли самому, без помощи специалистов, исправить речь ребенка, например, при помощи логопедических пособий?
– Вы же не собираетесь оперировать, глядя в учебник по хирургии? Логопед не только знает методики, но и умеет правильно их применять. Не думаю, что даже очень хорошая мама может заменить собой грамотного специалиста.

Инна Величко