Прописи, или Искусство чистописания

 

Прописи, или Искусство чистописания

Компьютеры нас усредняют не хуже, чем ЕГЭ (единый госэкзамен), хотя кажутся благом и прогрессом в определенных обстоятельствах. Почерк уходит, как примета индивидуальности, а ведь он сродни отпечаткам пальцев: нет двух одинаковых как бы кто-то не подражал и не подделывал – экспертиза сможет различить.

Я не умею писать. Нет-нет, основы правописания мне известны. В школьные годы мои тетрадки по русскому языку пестрели сплошными «пятерками», а сегодня графоманством я зарабатываю себе на жизнь. И тем не менее писать я не умею. Несколько строк в каком-нибудь стандартном заявлении вызывают у меня песок в глазах, пот на лбу и временный паралич правой руки. Зато стучу по клавишам ноутбука со скоростью 120 знаков в минуту. Научно-технический прогресс, понимаете ли.

– Пишущая цивилизация обречена, – убежден Евгений Добровинский, гуру каллиграфии, академик Академии графического дизайна. – Чем более будет распространяться компьютерная техника, тем менее будет востребовано письмо. Возможно, писатели начнут наговаривать книги на диктофон, печатные издания превратятся в аудиокниги и аудиожурналы, а библиотека будущего уместится в наладоннике. И процесс этот необратим. А ведь совсем недавно, еще в прошлом веке, было модно вести дневники и писать длинные-длинные письма на ослепительно белой бумаге. Вы никогда не останавливались возле старинных открыток на блошином рынке? Можно даже не обращать внимания на картинку – достаточно посмотреть на обратную сторону и насладиться четким, красивым почерком – любой из адресантов мог бы ныне давать мастер-классы по каллиграфии. А они были самыми обычными людьми, только с уроками чистописания за плечами.

Вот вы в состоянии написать пять страниц рукописного текста? А, скажем, уже для вашего ребенка даже две строчки окажутся колоссальной проблемой. Процесс письма останется уделом сумасшедших каллиграфов вроде меня. Нельзя искусственно заставить человека писать, это все равно, что пересадить его с автомобиля на лошадь.

Кстати, в одном из провинциальных городков Швеции уже проводили эксперимент по полному отказу от уроков письма. Первоклассники учились писать на компьютерах: нажимая на клавиши, они набирали слова, а компьютерная программа преобразовывала их в рукописный текст. По мнению авторов эксперимента, не стоит нагружать малолетних детей непривычными для них действиями, от такой нагрузки у них начинают болеть мышцы тела, а то и пальцы сводит судорогой. К тому же, современные дети настолько привыкают к компьютерам, что обучение грамоте на них идет гораздо легче.

То, что почерк напрямую связан с нервной системой, известно давно. При тонких движениях пальцев (или, как выражаются ученые, мелкой моторике руки) развиваются соответствующие зоны коры головного мозга: равновесия, внимания, речи, ассоциативной памяти, логического мышления. По почерку можно судить о душевном состоянии человека, его интеллекте и образованности, здоровье и темпераменте. Другими словами, чем яснее мысли и умиротвореннее душа, тем чище и красивее почерк. Более того, возможна и обратная связь: чем аккуратнее письмо, тем четче мысли и спокойнее душа.

– Каллиграфия – занятие медитативное, – продолжает Евгений Максович. – Когда в моей жизни что-то не ладится и нужно прийти в себя, я наугад открываю какую-нибудь книгу и пишу красивую фразу. И постепенно мысли становятся на место.

Процесс письма пером (кстати, профессиональные писцы, как правило, держат перо в правой руке, а в левой – кисть, которой наносят чернила на перо) создает свою ритмику: объема чернил в перышке хватает на несколько букв, поэтому нужно обмакнуть перо в чернила, через пару-тройку букв проделать то же самое, и так снова и снова. Все это тренирует внимание и сосредоточенность. Ровная спина, положение руки, при котором перо будет писать, и правильный захват ручки обеспечивают не только хороший почерк, но и правильную осанку. А так как перо довольно мягкое, то оно само заставляет регулировать силу нажима на него – с усилием при движении вниз и более расслабленно при движении вверх. Перо сопротивляется, отвечает на твои действия, и линия оживает – становится то толще, то тоньше. А шариковая ручка не сопротивляется – зачем ей? – и дает хоть и идеально ровную, но абсолютно мертвую, однообразную линию. Что уж говорить о компьютерной клавиатуре! Клавиши – совершенно иной тип освоения информации, более поверхностный. По моим наблюдениям, у нынешних молодых дизайнеров – а я общаюсь со многими из них – отличное от моего мировосприятие: я воспринимаю мир, будто вылепленный из глины, а они – как Лего. Они способны построить нечто абсолютно новое и фантастическое, но не понимают, что существуют вещи более тонкие и пластичные.

– И что же делать? Как изменить кирпичное мировоззрение на более пластичное?
– Писать. И только если есть огромное к тому желание. Писать пером. Неограниченные возможности вредят в искусстве (а каллиграфия – одно из самых тонких искусств). Именно потому, что высокотехнологичной шариковой или гелевой ручкой писать легко, с ее помощью никогда не сформировать красивого почерка. Нужно писать неспешно и настойчиво. Конечно, не каждый человек готов ежедневно жертвовать пару часов только на исправление почерка. Зато почерк улучшается, рука становится умелой, глаз – наметанным, а душа – просветленной. И, самое главное, появляется свой почерк – некая система идентификации личности.

– Так, может, учить детей такой самоидентификации с пеленок?
– С пеленок – не надо. Нынче сумасшедшие родители жаждут, чтобы их чадо как можно раньше научилось ходить, читать, считать, играть в теннис… А каллиграфия не терпит суеты. К тому же, рано научившиеся писать малыши портят почерк из-за того, что рука слабенькая, не устоявшаяся. А заниматься с маленьким ребенком по несколько часов в день чистописанием – нереально. Худо-бедно сегодняшних ребят учат писать в школе – в этих примитивных прописях, не уделяя должного внимания ни психологическим, ни физиологическим особенностям детей. Навыки проведения уроков чистописания, которые проводились в советских школах вплоть до 1968 года (отменены из-за «излишней нагрузки на обучаемого»), утеряны. На мой взгляд, начинать обучение письму надо все-таки по старинке: сначала карандашом в особым образом разлинованных тетрадках, с ячейками со стандартным наклоном, потом пером с нажимом, а уж потом, когда сформируется почерк, можно облегчить человеку жизнь и дать ему в руки гелевую ручку.

Инна Величко