Страстная среда

  • 17 апреля 2014 |

История триста десятая

Страстная среда – знаю, что сегодня пойду в храм. Он был закрыт на уборку в понедельник и вторник, со среды – добро пожаловать. Конечно, в мечтах виделось, что отправлюсь туда затемно, но обуявший Вену в последние дни холод внес коррективы в блестящие планы. Выбралась из дома около одиннадцати.

Недавно вспомнилось толстовское «Наташа говела». Значение этого слова для меня туманно (в отличие от всем понятного «разговеться»). В прошлую субботу даже подошла к батюшке, спросила: можно ли мне говеть на Страстной? Батюшка оказался немецкоязычным, по-русски говорил хорошо, но в тонкости не вдавался, объяснил, что со среды проводятся все положенные службы.

Православная церковь в Вене

Православная церковь в Вене
Почему мне всегда так хорошо в церкви? Сколько себя помню. Служба уже кончилась, покупаю свечи, вдумчиво и медленно хожу от иконы к иконе. Молодая девушка наливает воду в огромную вазу, что возле подсвечника, стоящего в центре. Потом уходит и возвращается с букетом белых лилий, еще совсем нераспустившихся. Раскроются к самому празднику, будут благоухать вместе с ладаном.

По добрым, утомленным лицам матушек при свечном прилавке понятно, что эти дни – самые для них напряженные. Пухлые пачки с требами громоздятся на полках, звенят монеты, отсчитываются свечки. Из прихожанок сейчас здесь в основном женщины – любого возраста – они ставят всем святым, и кланяются, шепчут, тихо-тихо о чем-то просят.

Своды и потолок расписаны полностью, и, судя по стилю, сравнительно недавно. Обойдя храм по кругу, отыскиваю на одной из фресок свою небесную покровительницу. Ей – отдельная моя свечка. Уходить жалко. Тоже – по большей части ощущаю это всегда. Впрочем, сейчас мне проще, потому что знаю – уже завтра вернусь сюда точно. В Чистый четверг. Моя бабушка учила, что вымыться в этот день нужно успеть обязательно именно до рассвета. Многоумные электронные часы дома пообещали рассвет незадолго до шести, так что со вставанием сложностей не предвидится.

Прощальный взгляд на Собор Святителя Николая Чудотворца – кресты на фоне откровенно серого неба и от этого еще ярче краски крыш и куполов. Береза развевает свою зелень на ветру и вносит в общий абрис пронзительно-щемящую ноту. И то сказать: какой же православный храм на чужбине, ежели он без березки?

Наверх