Дегустация крови

Ее консистенцию может оценить не только вампир, но и гемостазиолог

Тромбофилия, или нарушения в системе гемостазаИнсульт в 11 лет, бесплодие, неожиданная смерть после замечательно проведенной операции… Тромбоэмболические осложения – наиболее частая причина смертности во всем мире. Причина трагических историй – в повышенной свертываемости крови. По-научному это называется тромбофилия. По статистике тромбофилия, или нарушения в системе гемостаза, выявляется у каждого четвертого жителя планеты. Как предотвратить тяжелые патологические состояния организма рассказывает Седа Баймурадова, доктор медицинских наук, профессор кафедры Первого Московского Государственного медицинского университета (ПМГМУ) им. И. М. Сеченова, акушер-гинеколог высшей категории, гемостазиолог Международной Клиники Гемостаза.

– Седа Майрабековна, как нарушения гемостаза отражаются на здоровье?
– Очень важно, чтобы кровь имела правильную консистенцию. Если она слишком густая, образуются тромбы. Если, наоборот, слишком жидкая, человек страдает излишней кровоточивостью. Сохраняет нашу кровь в оптимальном состоянии нормо-гемостаз. Именно он защищает и предупреждает гибель организма от кровопотери. Как правило, нарушение показателей крови может привести к повышенной кровоточивости или к внутрисосудистым тромбообразованиям.

– А по каким причинам это происходит?
– Травму сосудов могут спровоцировать механические повреждения, лучевое воздействие, гипер- и гипотермия, то есть пониженная или повышенная температура тела, токсические вещества, в том числе лекарственные препараты. Причин множество. Наиболее частые – стрессы и переутомление. Если раньше считалось, что инсульты случаются в пожилом возрасте, то сейчас к нам обратилась с этим диагнозом 11-летняя девочка. Причина банальна – переутомление: изучение нескольких иностранных языков, занятия скрипкой... Другая девушка, 18-летняя, переусердствовала с занятиями спортом. В результате нагрузок – инсульт.

– В таких случаях говорят «судьба». Чем тут поможешь?
– Ничего подобного! Этого можно было бы избежать. Коварность болезни в том, что она долго скрывается, а при благоприятных для нее моментах проявляется в виде инфаркта, инсульта, тромбоэмболии. Чтобы этого не случилось достаточно раз в год проходить обследование на гемостаз и при наличии изменений получать профилактическое лечение. Особенно это важно для тех, у кого в роду пострадали от тромбозов, инфарктов, инсультов, онкологических заболеваний.

Ценно, что сегодня врачи-гемостазиологи могут опередить развитие болезни и на доклиническом этапе выявить такую предрасположенность. Ведь для большинства людей из тех, у кого в роду были инсульты, существует неприятный шанс возникновения тромбозов.

– Выходит, что проблема гемостаза прежде всего генетическая?
– Генетическая или приобретенная, но длительное время скрытая. При этом отягощенную предрасположенность провоцируют нагрузки, стрессы, неправильное питание, ожирение, курение, сердечно-сосудистые заболевания, занятия спортом, прием оральных контрацептивов, заместительная гормонотерапия. Поэтому важно проводить обследование на гемостаз при лечении тромбоза глубоких вен, легочной тромбоэмболии, включая пациентов с искусственными клапанами, при атеросклерозе, тяжелых прогрессирующих заболеваниях печени – гепатитах, циррозе, при женском и мужском бесплодии.

Обязательно нужно знать состояние крови перед любым хирургическим вмешательством, начиная от косметологии, если используется наркоз. Бывает операция проведена блестяще, а больной умирает.

– Насколько дорогостоящий анализ на гемостаз и где его делают?
– Нарушения гемостаза – это новое направление в медицине, которое подтверждено доказательной медициной. В частности, исход при не диагностированной тромбоэмболии нередко летальный. При доклиническом выявлении причин и воздействий на них практически все выживают. Поэтому при исследованиях гемостаза даже малейшие ошибки могут негативно отражаться на результатах анализа. Кровь – чувствительная субстанция. Диагностическая ценность тестов высока в том случае, если все этапы работы с биоматериалом проведены корректно. В частности, подготовка пациента, забор материала, его подготовка к анализу и транспортировке. Большинство лабораторий делают поверхностные анализы на гемостаз, на которые приходится от 45 до 65 процентов ошибок.

Ценность нашей лаборатории в том, что мы проводим полный анализ – функциональный тест на гемостаз, гемостазиограмму с агрегацией тромбоцитов, маркеры на ДВС-синдром при инфарктах, тромбозах, беременности, после родов.

Исследования в нашей лаборатории диагностируют нарушения в системе гемостаза, допустимость оперативного вмешательства, контролируют лечение. Ведь важно не только сдать анализ на гемостаз, но и как сдать и как его провести – какими реактивами, с применением какой методики. У нас эти очень «тонкие» исследования проводят опытные сертифицированные специалисты. Врачи, ученые-гемостазиологи совместно с терапевтами, кардиологами, неврологами, эндокринологами, гематологами, гинекологами на основе полученных результатов либо проведут лечение, либо дадут полную консультацию, как избежать инсультов, инфарктов, онкозаболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, как выносить беременность.

– Седа Майрабековна, анализ на гемостаз нужно сдавать всем беременным или только тем, у кого есть какая-либо патология?
– Мировая статистика утверждает, что примерно 60 процентов случаев невынашивания беременности происходит по причине патологий гемостаза. Каждая четвертая женщина, погибающая при родах, умирает именно от кровотечения. Вот почему мониторинг показателей крови так важен для любой беременной.

Опыт показывает, что с виду молодые, здоровые, к тому же спортсменки, всю беременность летавшие, как на крыльях, на последнем сроке теряют детей. Или один из других примеров. На прием пришла женщина, перенесшая 8 выкидышей. Драма назревала и в семье. После того, как мы обследовали ее и назначили лечение, спустя 1,5 месяца она забеременела, родила доношенного ребенка.

Была у меня пациентка, которая в течение 10 лет лечила бесплодие в различных медучреждениях. Несмотря на то, что все показатели у нее были в пределах нормы, при этом – 5 попыток ЭКО неудачны. После обследования в Международной Клинике Гемостаза ей была назначена антикоагулянтная терапия, гирудотерапия, которая продлилась около месяца. На фоне терапии наступила долгожданная беременность в естественном цикле. Сегодня она успешно вынашивает беременность.

Причина неудач в перечисленных выше случаях – патология гемостаза, который себя проявляет невынашиваемостью, преждевременной отслойкой плаценты. Гемостаз же позволяет вовремя диагностировать и воздействовать на такие осложнения беременности, как анемия, гестоз, отслойка плаценты, гипоксия плода и нарушения кровообращения в системе мать-плацента-плод, предотвратить потери плода. Поэтому во время беременности необходимо сделать гемостазиограмму с Д-димером – анализ, выявляющий нарушения в свертывающей системе крови, который вызывает ДВС-синдром (диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови).

– Что это означает?
– Кровь в сосудах загустевает, нарушается плацентарный кровоток. Плод не получает полноценного питания, как следствие отстает в развитии. Не исключены замирание беременности, гибель плода или преждевременные роды. Есть риск развития комы. В случае же, если у женщины или ее матери был гестоз, чтобы избежать риска тяжелого повторения, нужно обязательно сдать анализы на скрытые маркеры, чтобы исключить осложнения и доносить беременность до положенного срока.

В идеале, сделать гемостазиограмму желательно еще на этапе планирования беременности, чтобы избежать осложнений при беременности. Например, такое заболевания как гестоз лечить трудно, а предупредить возможно.

– Как проявляется гестоз при беременности?
– Эта серьезная патология заявляет о себе во второй половине беременности. Признаками являются отеки, повышенное артериальное давление, белок в моче, значительная прибавка в весе, анемия.

Возможные сбои в организме хорошо видны на новейшем современном аппарате GE Voluson E8, на котором работают опытные эксперты в акушерстве. Особенность данного аппарата в том, что он показывает то, чего не видит обычный аппарат УЗИ. Например, любые доклинические изменения на уровне плаценты, такие, как плацентарная недостаточность, особенности строения плода, насколько правильно сформирована матка, гинекологические объемные образования – кисты, новообразования, оценивает репродуктивную функцию женщины. Одним словом, возможность для того, чтобы «обойти» серьезные болезни есть.

– Но пройдя исследования и получив назначения, некоторые беременные отказываются от лечения, опасаясь, что терапия может навредить плоду.
– Это легкомысленно с их стороны. Для плода это безопасно, так как через плаценту не проникает. Физиологическое повышение свертывания крови во время беременности наслаивается на предрасположенность, в результате беременность может протекать с угрозой прерывания, и в ряде случаев есть риск для жизни самой женщины.

– А может, легче решить проблему свертываемости крови пиявками, которые тоже благотворно воздействуют на кровь?
– В нашей Клинике Гемостаза есть опыт, когда при тромбозе у плода не помогала никакая терапия. Пиявки в сочетании с общими препаратами с этим успешно справились.
Гирудотерапия также способствует ликвидации застоя крови и внутритканевого отека при воспалительных процессах, нормализует менструальный цикл. Наши опытные врачи-гирудотерапевты эффективно лечат заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, суставов, органов дыхания, печени и желчевыводящих путей, женских половых органов, мочеполовой системы. Пиявки выручают и при хирургических осложнениях, например, при инфильтратах, тромбозах, лимфостазе.
Гирудотерапия успешно помогает и при подготовке к ЭКО.

– Кстати, при подготовке к ЭКО что происходит с состоянием крови?
– В программе ЭКО так или иначе страдает гемостаз. Если есть генетическая предрасположенность к нарушениям гемостаза, то на фоне гормональной нагрузки при лечении бесплодия, в том числе в программах ЭКО, когда женщина получает дополнительные гормональные препараты, повышается вязкость крови. А это способствует бесплодию. Поэтому при подготовке к ЭКО необходимо грамотно провести диагностику гемостаза. Ведь причин сбоя организма множество. Это может быть и гипергомоцистеинемия – повышение в крови гомоцистеина, генетические или приобретенные заболевания печени, желудочно-кишечного тракта, неправильное питание, недостаток витаминов группы В, фолиевой кислоты или неправильная их всасываемость.

Гомоцистеин повреждает стенки сосудов. При повышении жиров низкой плотности образуется атеросклероз сосудов. Как следствие, нарушение памяти, мыслительной функции, болезнь Альцгеймера, сбой функций всего организма, что приводит к тромбозу, инсультам. Если же у женщины, помимо перечисленных состояний, диагностируется и невынашивание, то повышенный гомоцистеин – причина анэмбрионии, хромосомной патологии плода, вплоть до синдрома Дауна. Но многие заболевания, повторяю, сегодня уже можно «обойти» и родить здорового ребенка. Более того, на нашем УЗИ-аппарате GE Voluson E8 уже с 12 недель можно узнать и пол малыша, и сделать 3D-4D УЗИ с комментариями специалиста.

Лариса Синенко