Обстрахованные и обзаконенные

Что нового в медицинском страхованииЧто сегодня происходит в медицине: действительны ли просроченные полисы, куда податься, если в местной поликлинике отказывают в выдаче направления на консультацию, только ли своим людям оказывают высокотехнологичную помощь?

Рассмотрим ситуацию на примере Московской области. Уже не Москва, но еще не остальная Россия. Эта территория – как прослойка между двумя зонами. И как лакмусовая бумажка.

Поговорить о полисах обязательного медицинского страхования согласилась Галина Уткина, председатель Комитета по охране здоровья Московской областной Думы.

– Галина Сергеевна, правда ли, что в поликлиниках есть негласное правило: пациентами ни с кем не делиться, чтобы не потерять бонусы от страховых компаний? Может, существуют нормы для направления к узким специалистам?
– Никаких норм нет. При обращении за медицинской помощью к участковому врачу пациент имеет право получить направление к любому специалисту как в областные, так и в федеральные центры. При направлении «своих» пациентов в вышестоящие лечебные учреждения поликлиники ничего не теряют.

– Тем не менее доктор не может определиться с диагнозом или лечение не дает результатов, а в направлении категорически отказывает. Что делать?
– Если врач поликлиники отказывает в направлении больному на консультацию в другое лечебное учреждение, то следует обратиться к заведующему поликлиникой, к главному врачу. Если даже, по мнению врачей, нет показаний для направления, то оно все равно выдается, но с отметкой «по настоятельному требованию пациента». Любой житель Подмосковья имеет право обратиться со своими вопросами, претензиями, за консультацией в министерство здравоохранения области, где ежедневно проводится прием граждан.

– Ходить по кругу в нездоровом состоянии – дополнительные муки. Зачастую в поликлиниках нет гепатологов, маммологов, иммунологов, а терапевт разводит руками: «Не мой профиль».
– К сожалению, в больницах дефицит не только узких специалистов, но и участковых терапевтов, педиатров. В случае острой ситуации больному зачастую предлагают в регистратуре платный прием.
Проблема еще и в том, что средний возраст врачей приближается к пенсионному. Пока подмосковная медицина держится за счет старых кадров, приток молодых специалистов мал из-за невысоких зарплат. Несмотря на то, что за счет областных доплат уровень зарплат в области у бюджетников в два раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, но он в два раза ниже, чем в Москве.
По национальному проекту «Здоровье» и Программе модернизации здравоохранения с этого года стали доплачивать узким специалистам поликлиник: по 6,5 тысячи рублей в месяц врачам и по 3,5 тысячи рублей медицинским сестрам.

– Кстати, какой вклад нацпроекта «Здоровье» и Программы модернизации в Московской области?
– С 2002 года мы постепенно приводим наши учреждения в порядок. Уже неприлично иметь палаты на 8 - 10 человек, тесные поликлиники, где в течение дня в одном кабинете принимают разные врачи. В реальных планах строительство нового хирургического корпуса в областном онкологическом диспансере в Балашихе, а затем и новой поликлиники, хосписа и гостиницы для пациентов.
Национальный проект «Здоровье» и Программа модернизации здравоохранения придали импульс нашим действиям, так как финансы идут теперь с федерального уровня. На 2011-2012 годы для Московской области предусмотрено почти 27 млрд. рублей. Эти средства уже распределены на ремонт, приобретение оборудования – не только для крупных больниц, но и амбулаторий, сельских фельдшерских пунктов.
В системе здравоохранения в ближайшие годы появятся электронная регистратура, электронная история болезни, электронный больничный.

Особые приметы охраны здоровья граждан в РФ
Татьяна Яковлева, член Комитета Госдумы по охране здоровья, профессор:
– Наконец-то законодательно определено, что такое «профилактика», «качество медицинской помощи», «медицинская услуга». Возможно, понятийный аппарат и требует уточнений, но все равно это значительный шаг вперед.
Никто не имеет права отказать в медпомощи! Зафиксирована бесплатность медицинской помощи для россиян, порядок утверждения программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В случае отказа надо подавать в суд. И это право отстаивать.
Впервые в законопроекте прописана обязательность исполнения порядков оказания медпомощи и ее стандартов на территории России всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Наконец-то на законодательном уровне закреплена приоритетность именно профилактики. До этого выходило, что мы настолько богатое государство, что платили за лечение.
В законопроекте прописана обязанность первичного звена медицинской помощи (врачи общей практики, терапевты, педиатры) проводить работы по формированию мотиваций к здоровому образу жизни у пациентов. Через обязательное медицинское страхование предусмотрена оплата школьным врачам за профилактику. По-моему профилактический тариф должен быть выше. Правда, опрос показал, что специалистов в этом направлении нет. Даже врачи зачастую не знают, что такое здоровый образ жизни. Это не только не пить, не курить и вовремя спать. Это и работа, и эмоции, и физическая активность. Здоровый образ жизни – это не поход к врачу за больничным листом.
Законопроектом предоставлено право на использование репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства не состоящими в законном браке, а также незамужними женщинами. Законопроект устанавливает четкий порядок: суррогатная мать вынашивает и рожает ребенка с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один человек или оба, чьи половые клетки использовались для оплодотворения.
Не согласна с тем, что аборт следует вывести из системы обязательного медицинского страхования. По статистике каждый 5-й аборт делают несовершеннолетние. Учитывая, что стоимость операции в разных регионах в частных поликлиниках от 2 до 6 тысяч рублей, многие не смогут воспользоваться этой услугой. Если исключим аборты из системы ОМС, то увеличится смертность.
Законопроект завершил дискуссию об эвтаназии. Менталитет и духовное развитие нашего общества к этому пока не готовы.
Да, раздавалась критика в адрес законопроекта, дескать, документ не содержит конкретного списка бесплатных услуг. Но как законодатель, должна отметить, что такой список и не может быть частью федерального закона. Должен быть отдельный закон о перечне государственных гарантий.


– А что делать с банальными полисами? Люди, у которых закончился срок
их действия, в социальных органах получают отказ в замене, на предприятиях тоже пожимают плечами, в регистратуре не выдают талон к врачу.
– С бумажными полисами делать ничего не надо. Даже если полис просрочен, ни в одной регистратуре не имеют право отказать в приеме пациенту. Все полисы независимо от срока их действия считаются действительными. Они автоматически продлены. Это связано с принятым недавно Законом «Об обязательном медицинском страховании» и переходе с 2014 года на электронные полисы.
Замене подлежат полисы в редких случаях – порвали, он стал нечитаемым, человек поменял место работы или жительства. Если в регистратуре отправляют за новым полисом или страховые медицинские организации (СМО) «любезно» предлагают уже сейчас поменять полис – это нарушения. Таким образом данные организации просто хотят сохранить свое страховое поле.

– В чем польза пациентам от нового закона?
– В новом законодательстве об обязательном медицинском страховании впервые акцент сделан на права пациента: выбор врача, медицинского учреждения, страховой медицинской организации. До этого выбор за него делал работодатель, а за неработающих – органы местной власти.

Особые приметы охраны здоровья граждан в РФ
Леонид Рошаль, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты:
– Я несколько раз прочитал законопроект, но так и не понял, за что платить, а за что не платить.
В процессе работы над проектом вдруг исчезла статья 79 о том, каким быть медицинскому сообществу – государственным или саморегулируемым. Многим это не нравится.
Но для этого мы и создали медицинскую палату. Ведь дело доходило до того, что в Думе никто не хотел нас слушать, когда мы говорили, что необходима независимая экспертиза. Куда народу жаловаться? Задача палаты – оградить пациентов от некачественных услуг. Пациент, например, имеет права, а какие у него обязанности? Врач имеет обязанности, а какие у него права?
Сейчас создана ненормальная ситуация, когда медики боятся спорить по профессиональным вопросам. Боятся местных губернаторов, чиновников Минздрава, ведь те и другие распределяют деньги. Наша задача – сломать ситуацию и создать медицинские общественные палаты. В каждом регионе есть уважаемые люди, не болтуны. Им надо помочь создать сообщество и работать с ним. Сейчас нет мостика между властью и медициной. Надо чтобы структура жила по определенным правилам, если врач их нарушает, то его исключают из медицинского сообщества. Тогда вопросы профессиональной ответственности и качества медицинских услуг будут иметь реальный смысл.
Меня волнует вопрос, каким образом выстраивать общение с медпредставителями? Безобразие, когда представители приходят в поликлиники, дают бланки рецептов, платят докторам за предпочтение в рецептах их препаратов. Но, с другой стороны, мы проводим медицинские конференции, на которые государство денег не дает. Приглашаем много фирм в качестве спонсоров, пожалуйста, пусть спорят, доказывают эффективность своих препаратов. Если все запретим, то кто от этого выиграет?


– По-моему роль всех страховых компаний формальная: они выдают полис, мы его предъявляем – вот и все отношения.
– Не совсем так. Сегодня компании заинтересованы в удержании клиентов, так как это вопрос их существования. Поэтому некоторые, пользуясь неразберихой, уже предлагают поменять полисы. Пациенту торопиться некуда. До 2014 года есть время осмотреться, решить, какая компания лучше защитит его права. Уже сегодня можно обратиться в ту, полис которой на руках, и определить, как в этой СМО организована служба контакта – есть ли у них дежурная круглосуточная связь, что они гарантируют при выдаче полиса. Почему бы не проконсультироваться у них, в полном ли объеме назначено лечение, верно ли оно.

– А как быть с полисами и выбором компании тем, кто живет в области, а работает в Москве?
– С Москвой у нас взаимоотношения отработаны. За медицинские услуги мы с ними производим взаиморасчеты. Почему раньше без особого желания в столичных поликлиниках принимали жителей Подмосковья? Дело в том, что по старому закону взаиморасчеты затягивались на 3 года, а теперь на это отводится всего 25 дней, что очень важно для больниц. Новый закон об обязательном медицинском страховании усиливает контроль за расходованием финансовых средств и усиливает штрафные санкции, если главврач использовал деньги не по назначению.
С 2012 года ряд районов Московской области, а с 2013 - 2014 годов все здравоохранение перейдет на одноканальное финансирование (сейчас это средства ОМС, бюджеты всех уровней – разные финансовые потоки). Это позволит более четко видеть и уровень финансирования отрасли, и правильность расходования средств.

– Что это означает?
– То, что бюджет станет прозрачнее. В систему обязательного медицинского страхования войдет «скорая помощь», а с 2015 года – высокотехнологичная помощь (ВТМП).

– Такое ощущение, что высокотехнологичная помощь – это лотерея.
– Она не настолько доступна, как услуги поликлиники. Для ее оказания учреждения должны получить специальную лицензию, так как это медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий высококвалифицированными специалистами. Это в первую очередь операции на открытом сердце, трансплантация органов, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утверждается приказом Минздравсоцразвития России.
Жаль, что больные слушают прежде всего знакомых, друзей. В результате идут в коммерческий отдел, оперируются платно, а потом пытаются компенсировать серьезные расходы. Это большое заблуждение, так как квоту никто кроме федерального бюджета не оплачивает.

– Как получить направление на эту помощь?
– Надо обращаться в управление здравоохранения по месту жительства, если не найдете там поддержки и квалифицированной консультации, тогда – в Минздрав. Областные специалисты дадут заключение, какой вид помощи нужен. Направления на ВТМП выдает министерство здравоохранения Московской области. Для оформления квоты в Минздрав предоставляются копия паспорта, полис обязательного медицинского страхования, пенсионное страховое свидетельство, заключение специалистов. Если квот не хватает, больного ставят на учет и дают направление в то учреждение, где он получает помощь и финансирование из федерального бюджета. Но это не относится к ситуациям, когда помощь нужна срочно. Кстати, до 2015 года она будет оказываться за счет средств федерального бюджета. Потом войдет в систему обязательного медицинского страхования.

Что нового в медицинском страховании– Галина Сергеевна, существует ли сегодня в медицине разграничение между платным и бесплатным: какие услуги платные, а какие гарантированы медицинским полисом?
– Законодательство четко не разграничило платные и бесплатные медицинские услуги. Анализ показывает, что чаще всего деньги с пациента берут там, где должна оказываться помощь в рамках Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. Хотя законодательство не исключает платные услуги в медицине, но подразумевается, что оплачиваться должен особый сервис. В частности, в стационаре – отдельная палата повышенной комфортности, в поликлиниках – срочное получение справок, заключений. В нынешнем проекте закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» этот вопрос также изложен нечетко.

– Раз пациент сегодня может выбрать страховую компанию, так ли он свободен в предпочтении врача, лечебного учреждения?
– К сожалению, на сегодняшний день еще нет подзаконного акта о том, как реализовать право выбора лечебного учреждения.

Лариса Синенко