Хатшепсут – словно шепот из вечности

Хатшепсут Едва ли маленькая египетская девочка, пусть и царских кровей, когда-нибудь представляла себя на троне великого правителя Нового царства. Вряд ли мнила себя первой эмансипе в мировой истории. И уж точно не подозревала, что спустя годы она станет одним из самых известных фараонов Древнего Египта. Египетские женщины – будь они аристократки или простолюдинки – не являлись лишь бледной тенью своих мужей и отцов: они имели право владеть собственностью, разводиться с мужьями и даже – о боже! – жить самостоятельно. Единственная вещь, которая была им не подвластна – стать фараоном. Но Хатшепсут удалось и это.

Самостийная владычица Египта

Красавица Хатшепсут была одной из четырех детей фараона Тутмоса I и царицы Яхмес и по материнской линии приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу. Два ее младших брата умерли в младенчестве, не оправдав надежд отца на достойных наследников престола.

Поскольку фараоны моногамией не отличались, помимо главной жены и чистокровной преемницы царской династии Яхмес, у Тутмоса I была еще одна, так называемая второстепенная жена, Мутнофрет и четверо совместных сыновей – Уаджамос, Аменос, Тутмос II и Рамос. Никаких прав на престол они не имели и иметь не могли, поскольку папа-фараон в свое время получил столь высокий чин исключительно благодаря династическому браку с матерью Хатшепсут. Но Тутмос I не молодел, ему требовался преемник и своенравную красавицу Хатшепсут выдали замуж за ее сводного брата Тутмоса II, дабы обеспечить тому восшествие на престол. Так и власть не уйдет из семьи, и преемственность царской династии сохранится.
Тем более что еще при жизни отца Хатшепсут стала «супругой бога» – верховной жрицей Амона. Главный древнеегипетский бог не ограничивался одной женой, как и фараоны, его наместники на земле, он имел гарем из жриц – певиц и музыкантш. Но основной считалась верховная жрица – земная жена бога. Однако нелегкая ноша – одновременно быть супругой и бога, и земного царя.
Правитель из Тутмоса II вышел так себе – одновременно и слабый, и жестокий. К счастью для египтян, рядом с неудавшимся фараоном была его половина, правившая народом железной рукой в бархатной перчатке.
Внезапно Тутмос II умер, и фараоном провозгласили его двенадцатилетнего сына от второй жены. Тутмос III – паренек, далекий от царских кровей, зато мужчина, хотя всего лишь потенциальный. Хатшепсут же досталась роль регента. Маловато для такой сильной личности, поэтому через некоторое время (согласно различным источникам, не то через полтора, не то через три года) малолетний фараон был отстранен от власти, отправлен в храм – подрасти и подучиться, а на трон взошла Хатшепсут – под именем Маат-Ка-Ра Хенеметамон. И оставалась полновластным правителем Египта 22 года.
А как же неподходящий для обладателя трона пол? У царицы была крепкая поддержка в виде фиванских жрецов – они-то и придумали, как узаконить власть новоявленного фараона. Официально объявили о божественном происхождении Хатшепсут – мол, сам бог Амон, приняв облик Тутмоса II, снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы зачать свою дочь Хатшепсут. Барельефы на стенах храма в Дейр-эль-Бахри красочно и подробно описывают сей чудодейственный момент, а также заключительную речь Амона: «Хатшепсут будет имя моей дочери, которую я поместил в твое тело. Она будет превосходно царствовать в этой стране».
Сама Хатшепсут своим гендерным несоответствием особенно не светила: на официальных церемониях надевала мужские одежды, головной убор хат с уреем и искусственную бороду, зато в остальных случаях появлялась даже на публике в обтягивающих женских нарядах, но в накидке-немесе и без накладной бороды. Мало того, в надписях на стенах храмов царица Хатшепсут называла себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов – «могучий бык».
Так кем же была царица Маат-Ка-Ра Хенеметамон, она же Хатшепсут, она же «супруга бога», она же «первая среди почтеннейших дам»… И еще десяток царственных титулов. Хитрым узурпатором или решительной женщиной, в тяжелые для своей страны времена взвалившей на хрупкие плечи весомую ношу? Достоверных ответов нет. Но кем бы она ни была, во времена правления Хатшепсут в стране царили мир и процветание.

Фараон-строитель

Сильнее всего царицу захватило строительство храмов. Больше нее строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, не гнушался наносить свое имя и на монументы предшественников). За время своего царствования Хатшепсут не только восстановила множество памятников, разрушенных завоевателями гиксосами, но и отстроила несколько своих: например, в Карнаке воздвигли «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона, выстроили VIII пилон в храме Амона, соорудили святилище Амона-Камутефа и расширили храм супруги Амона – богини Мут. А рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке установили гигантские гранитные обелиски (каждый высотой почти в 30 метров и весом около 350 тонн), посвященные богу солнца, они были отделаны сплавом золота и серебра. А еще скальный храм в честь львиноголовой богини Пахет, храм богини Сатет в Египте и несколько храмов в Нубии. Архитектурные притязания Хатшепсут не имели границ.
И тем не менее визитная карточка женщины-фараона – строившийся на протяжении 9 лет храм в Дейр-эль-Бахри, отдаленной части Фив – в древности его называли Джесер Джесеру (священный из священнейших). Храмовый комплекс посвящен не только Хатшепсут, но и ее божественному супругу Амону-Ра, отцу Тутмосу I, проводнику в загробный мир и одному из судей царства мертвых Анубису и великой защитнице душ умерших Хатхор Иментет.
Храм уникален прежде всего благородством форм и гармонией пропорций, и это за 1000 лет до возведения афинского Парфенона – идеального образца классической архитектуры! Три красивейшие террасы, украшенные портиками с белоснежными колоннами и разделенные широкими, ведущими вверх, к святилищу, пандусами. Когда-то здесь стояло множество сфинксов и коленопреклоненных статуй, падающих ниц перед величием фараона – сегодня многие из них коленопреклоняются перед посетителями Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, – не просто лестница, а некий геральдический символ, олицетворяющий единство Египта: она украшена скульптурами гигантских кобр (символ Верхнего Египта) с соколом (символ Нижнего Египта) на спине. Вход в вырубленное в скалах святилище древнеегипетской правительницы – портик с четырехгранными колоннами и огромными статуями царицы. Эти громадные образы Хатшепсут были далеко видны с проплывающих по Нилу кораблей. Замысловатый лабиринт вырубленных в скале залов с выложенными золотом и серебром полами, инкрустированными бронзой дверями, ярко раскрашенным сводом и трехметровыми статуями царицы у входа в главный зал. Колоссальное мраморное изваяние фараона в скальном святилище. Более 200 статуй только внутри и потрясающее воображение количество росписей и барельефов на самые разные темы – от божественного союза бога Амона-Ра и матери Хатшепсут, царицы Яхмес, до идей объединения Верхнего и Нижнего Египта. А множество изображений самой египетской правительницы – то в облике фараона, то в виде бога Осириса, то в образе сфинкса: нежный овал лица, узкий подбородок, маленький рот, красивые миндалевидные глаза и соболиные брови.
Ей бы возлежать на троне и милостиво принимать поклонение подданных, а не всю жизнь отчаянно бороться за власть! От нижней террасы к полям долины Нила, где был сооружен огромнейший пилон, вела длинная и широкая аллея – по обе стороны обсаженной мирровыми деревьями дороги возвышались сфинксы с головами Хатшепсут в облике бога Осириса. А перед самим храмом красовался роскошный сад из экзотических растений и несколько бассейнов.
К сожалению, вся эта роскошь не дожила до наших дней. И причина этому – отнюдь не время. После смерти царицы законный наследник престола Тутмос III приказал уничтожить изображения и упоминания о своей опекунше. Все скульптуры были разбиты и зарыты у стен храма. Что это? Обида? Месть? Или уничтожение опасных свидетельств чрезвычайно успешного правления женщины в череде правителей-мужчин?

Фараон - глава государства

Мир. Спокойствие. Возвышение искусств. Однако царица оказалась великолепным правителем. Во время ее правления Египет богател и процветал. Но самым выдающимся событием эпохи Хатшепсут-хозяйственника стала экспедиция в страну Пунт (ее точное местонахождение не известно до сих пор – скорее всего, это побережье современного полуострова Сомали) в составе 210 матросов и пяти кораблей. Торговля с Пунтом была прервана в эпоху Среднего царства, и ее возобновление играло колоссальную роль в экономике Египта.
Плавание оказалось удачным: суда вернулись без потерь, наполненные «весьма тяжело чудесами страны Пунта, всяким благовонным деревом Божественной страны, грудами миртовой смолы и свежих миртовых деревьев, черным деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом из Эму, киннамоновым деревом, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо жившему на севере».
Кстати, несмотря на свою вполне мирную женскую сущность, Хатшепсут лично возглавила один из военных походов в Нубию и контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину.

Фараон-женщина

Что же это за женщина, если в ее жизни нет тайн? Была она и у царицы. Тайна по имени Сенмут. Архитектор, руководитель всех строительных начинаний Хатшепсут, воспитатель ее дочери Нефруры и доверенное лицо фараона. Совсем некрасивый профиль, орлиный нос, кривая улыбка. Прямых доказательств об отношениях, выходящих за рамки приличий, нет. Однако… 93 дарованных ему титула! Дозволение изобразить себя на одной из стен храма молящимся Хатор о царице. Гробница Сенмута под храмом – только члены царской семьи могли рассчитывать на такое. Великолепный саркофаг, напоминающий саркофаг Хатшепсут. Сенмут отличался честолюбием и самоуверенностью: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя… частным советником по правую руку владыки… любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чье молчание было красноречиво… Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом… не было ничего от начала времен, чего бы я не знал». И вместе с тем чувствителен и эмоционален: он похоронил свою семью – отца, мать, брата и сестру – неподалеку от собственной гробницы, чтобы они навечно остались рядом. Там же похоронены его менестрель и домашние любимцы – обезьянка и маленькая лошадь, которых Сенмут заботливо обеспечил пищей и водой, чтобы они могли успешно достичь своего животного рая.
Могла ли его любить великая царица? А почему бы и нет? Талант, целеустремленность и нежность в одной и той же личности – не об этом ли мечтает каждая женщина?
Даже странно, но умерла царица естественной смертью – от болезни, в возрасте примерно 50 лет. Хотя память о ней была уничтожена на многие века. Ее имя стерто отовсюду, ее изображения разрушены на тысячи кусков. Имя изъято из хроник. Современным археологам пришлось постараться, чтобы буквально по крупицам собрать исторический портрет уникальной, единственной в своем роде и самой известной царицы Древнего Египта. Словно она и сама ожидала подобной участи: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, но скажи: «Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!».

Инна Величко