Дарья Мороз интервьюДарья Мороз: А в роли овцы – страна, которая по собственной воле стала жертвой

Английский философ XIII века Эдмунт Берк однажды подметил: «Единственное, что требуется для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали». В последнее время я часто вспоминаю эту цитату, особенно во время интервью со знаменитыми артистами и режиссерами. Многие из них так красноречиво смелы в своих высказываниях и так унизительно трусливы, когда, получив статью для визирования, начинают вычеркивать из нее все проблески вольнодумия. Поэтому настоящим подарком и откровением для меня стала беседа с актрисой Дарьей Мороз, чья искренность и нонконформизм вызывают восхищение.

– Ваши поклонники с нетерпением ждут, когда вы после рождения дочки вернетесь в строй. В интернете промелькнула информация, что в «Табакерке» возобновится спектакль «Живи и помни». Это, пожалуй, самая трагическая история любви на фоне войны.
– Меня часто спрашивают: «А вы бы стали, как Настена, прятать мужа-дезертира? » Конечно, да. Каждая любящая женщина сделала бы это. Но в ту эпоху, наверное, такой поступок был просто немыслим. Мои родственники по отцу страшно пострадали в советское время от репрессий – их сажали, ссылали, расстреливали. А умер Сталин – бабушка плакала. Невероятно. Это были какие-то другие люди с другими мозгами, нам их не понять. Для них, вероятно, считалось нормой не пустить на порог предателя. Но я лично не представляю, как можно отречься от любимого человека.

– А что вам родители рассказывали о любви?
– Я не помню, чтобы мама мне говорила: «Любовь – это то-то и то-то». На меня в детстве произвела впечатление фраза из папиного фильма «Подземелье ведьм». На вопрос «а что такое любовь? » герой отвечает: «Это когда один человек уходит, а другому без него плохо». Тогда мне эта мысль казалась очень свежей, необычной. Я думаю, что на самом деле ребенок считывает знание о любви не на уровне слов, а на уровне повседневных отношений родителей. Мне даже не надо было ничего объяснять, потому что я каждый день видела родителей, их уважение, любовь, доверие друг к другу, и это для меня было важнее словесных объяснений.

– Кто больше всего повлиял на ваше мировоззрение?
– Конечно, многое в меня вложила мама (актриса Марина Левтова. – Ред.), потому что именно она в основном занималась моим воспитанием. Я лишь теоретически могу рассуждать, какой она была. Я помню, что у нее была очень чуткая душа. Она умела сопереживать страданию другого человека. Мне было 12, когда заболела моя бабушка, папина мама. Она долго и мучительно умирала от рака. И я видела, как мама ухаживала за ней, мы даже какое-то время жили в Донецке. Мамы не стало, когда мне было 16 лет, и я не успела задать ей много серьезных вопросов. Но какие-то основополагающие вещи, которые до сих пор меня держат на плаву, и характер – все это заложено в меня родителями. А все остальное я добирала благодаря книгам и встречам с интересными людьми. Сейчас перечитываю «Бесов» Достоевского. До этого была увлечена мемуарной прозой Льва Лосева «Меандр». Ну а любимый современный автор – Сорокин. Его книги из тех, что меняют сознание. Он потрясающе пишет, с юмором. Больше всего на меня произвел впечатление его «День опричника». Люблю и ранние рассказы, особенно сборник «Пир».

– Смерть очень рано ворвалась в вашу судьбу. Изменила ли она отношение к жизни?
– Смерть матери заставляет взрослеть. На тебя ложатся новые обязанности. Мама была главным звеном в нашей семье, она практически все брала на себя – и дом, и быт, и идеи. Мне кажется, она и папу (режиссер Юрий Мороз. – Ред.) во многом оберегала и направляла, вдохновляла. А еще выполняла роль связующего звена между папой и мной, в общем, была создателем мира в семье. И когда ее не стало, мир рухнул, нам с папой вдвоем пришлось создавать новый мир. В тот момент мне пришлось взять много ответственности на себя. Я еще не выросла, а уже решила стать взрослой, вернее, заставила себя казаться взрослой. И это на многие годы меня перекосило: я стала очень закрытой, замкнутой и по большому счету так и не выросла. И только сейчас потихоньку расслабляюсь и начинаю позволять себе окунаться в детство. Мне все меньше хочется говорить: «Я все могу сама». Я наконец-то разрешаю миру что-то за себя делать. Я очень изменилась за последние полтора года. А что касается размышлений о смерти, то я знаю по собственному опыту, что она есть, но просто теперь спокойнее отношусь к болезни, смерти – без охов и заламываний рук. Смерть – часть жизни, и ничего с этим не поделаешь. Хотя это вовсе не значит, что мне безразлично чужое горе.

Дарья Мороз интервью– Многие критики отмечают, что вы изменились как актриса. Это произошло, считают они, после спектакля «Волки и овцы», и связывают вашу новую манеру игры с влиянием режиссера Константина Богомолова. О нем говорят, что он любит выворачивать классику наизнанку. А вы сразу приняли его концепцию? Не было ли отторжения, сопротивления авангардному прочтению Островского?
– Мозг сначала удивлялся. Но с Костей (муж Дарьи Мороз. – Ред.) невероятно интересно репетировать, он так убедительно ведет тебя к своей мысли, что не возникает никакого сопротивления. Обычно Купавину, которую я играю, делают абсолютной овцой, дурой. Но это слишком плоско. Читая письмо Беркутова про амуров-тужуров, она говорит: «Фи, какая пошлость. Ну да ладно, так он быстрее попадется». И вы понимаете, что Купавина совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Поэтому мы искали в ней новые штрихи, чтобы показать, что она вовсе не овца. Богомолов намеренно выявлял те моменты, которые соответствуют его концепции. В спектакле нет ни одной переделанной фразы, нет ничего притянутого за уши. Все раскрытые Костей смыслы существуют внутри пьесы, в тексте. Просто даны крупным планом моменты, которые чуть-чуть утоплены в сюжете Островского. Ну и время на визуальном уровне изменено, я имею в виду ссылки на 20 – 30-е годы прошлого века. И нас, актеров, это необычное, яркое видение пьесы удивляло и вдохновляло.

– Существуют властные книги, фильмы, которые тебя захватывают в плен, и ты моментально капитулируешь перед идеей автора. Спектакли Богомолова тоже очень властные, они захватывает тебя в свое поле целиком, и ты даже не замечаешь, как становишься его сторонником. А в жизни он такой же властный?
– Во многом это действительно так. Только я бы это его качество назвала не властностью, а харизматичностью. Харизма – необходимая черта для любого режиссера. Если он не погружает тебя в свой мир и у него нет достаточно силы воли, убедительности, обоснованности и умения свою позицию поддержать, то такому режиссеру часто не доверяешь и начинаешь гнуть свою линию, каждый раз пытаясь проверить, а правильно ли он сейчас говорит? Безыдейность – признак слабости человека как личности. А если есть четкая позиция, и мастер готов вести тебя к своему замыслу, то ты погружаешься, растворяешься в его концепте и готов идти до самого конца и поддерживать любые, даже самые, казалось бы, безумные идеи – потому что за всем этим стоит правда, которой нам сегодня так не хватает. Поэтому для артиста встретить харизматичного режиссера – большое счастье. Это как с полководцем: если он не уверен, куда направить войска, то кто за ним пойдет? А если знает, куда зовет, пусть даже путь пролегает через чащи и болота, то за ним пойдут, потому что верят: у него глаз горит.

– Школа-студия МХАТ, которую вы окончили, готовит артистов по системе Станиславского. Многие молодые режиссеры называют ее смирительной рубашкой. Не мешает ли вам система в спектаклях Богомолова, Чусовой, Серебренникова?
– Хороший вопрос. Самое ужасное, что делают в школе-студии – при всем к ней уважении, – это загоняют студентов в переживания: все надо переживать, надо рвать на себе рубашку, обливаться слезами. И практически не учат нормально, органично разговаривать, внятно, легко произносить монолог, ничего не играя. Нас учат играть. И я играла, играла, играла, била себя кулаком в грудь, лила в три ручья слезы со сцены, пыталась выплюнуть из себя эмоции, а они часто не выплевывались. И откуда их брать – непонятно. Хотя все вроде делала по системе, а в итоге занималась голимым техническим выдаванием результата. И в какой-то момент почувствовала, что превращаюсь в технаря, играю на автомате, а не нутром, как говорится, «по системе». Мой организм впал в ступор. Я не понимала, в какую сторону мне развиваться? Как достичь органики внутри себя? Ни один режиссер не мог мне ничего предложить, чтобы меня из этого тупика вытащить. И тут в моей жизни случились «Волки и овцы». Богомолов сказал: «Секундочку, а что ты все играешь? Ты можешь нормально, как в жизни, говорить? Рассказывать не как некий персонаж, а как бы от себя. Будь естественной. Не придумывай ничего, не надо пыжиться».

Дарья Мороз интервью– Не обиделись?
– Ни в коем случае. Наоборот, Костя мне очень помог, сдвинул с мертвой точки. Я всегда была в поиске пути, мне хотелось идти дальше, а получалось, что топчусь на месте. Благодаря этой работе у меня возникло новое дыхание. Я после пьесы«Волки и овцы» стала играть по-другому – по системе Богомолова – и иначе мыслить о современном театре в целом.

– «Волки и овцы» – это жесткая сатира на наше время. Сегодня нет хищников. Кругом сплошные жертвы, в том числе и сами волки. Все друг друга жрут. А вы как воспринимаете наше время?
– Если уж говорить о жесткой сатире, то посмотрите «Турандот» Богомолова в театре имени Пушкина, и тогда вы поймете, что «Волки и овцы» – невиннейший спектакль. У меня странное отношение к нашему времени. С одной стороны, мы все живем и радуемся, что нас не преследуют, не ссылают, нет голода и мы можем путешествовать по миру. Но, с другой стороны, ты понимаешь, что живешь в абсолютно несвободной стране и никак не можешь повлиять на ситуацию, потому что не представляешь, что на самом деле происходит в верхах власти. Все скрыто и окутано тайнами и ложью. С высоких трибун вещают, что зарплаты и пенсии у нас повышаются, что жизнь становится лучше, краше, веселее, но в этом кроется большое лукавство: через несколько лет станет ясно, что наряду с повышением пенсий плата за квартиру увеличилась в пять раз. Сегодня ложь, взяточничество достигли таких размеров, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Наша жизнь превратилась в нечто карикатурное на всех уровнях. Пока не отстегнешь – ничего не получишь, деньги решают все. И это на любом уровне прикрыто маской приличия и религиозного благочестия.

– Получается, что сегодня еще хуже, чем в советское время, потому что тогда почти все осознавали, что существует диктатура и режим действует по ее законам. А сейчас какой закон? Его нет.
– Вернее, для одних он есть, для других – нет. И у кого больше денег, тот и прав. В нашем спектакле четко показана эта иерархия волков. А в роли овцы – страна, которая по собственной воле стала жертвой, ведь большинство людей вообще не хотят ни о чем задумываться. Овцы с удовольствием хавают и пропаганду, и ложь, и пиар, льющиеся из телевизора. И жизнь повернулась вдруг так, что порядочные, честные люди никому у нас не нужны. Они растворены в этой серой неинтересной глупой массе. Сегодня, если ты чуть-чуть отличаешься от среднего уровня, тебе сразу говорят: сиди и не рыпайся. Причем все это так тихо делается, никого же на Лубянку не вызывают, не стращают, просто дают понять: лучше молчи. И внешне кажется, что давления нет и что все мы свободны. А свободы на самом деле нет. Все боятся говорить о вещах, о которых надо говорить. При советском режиме настоящий художник всегда держал фигу в кармане. Сегодня даже фигу в кармане держать боятся. И я уважаю Костю за то, что он называет вещи своими именами и показывает нашу реальность без прикрас. Я за такой театр. Мне кажется, что академический, традиционный театр сейчас никому не нужен. Он не может и не хочет пробуждать в людях самосознание.

– Как вы думаете, почему народ массово впал в спячку? Не вина ли в том интеллигенции? Куда подевались пророки?
– За 10 лет перестройки интеллигенция успела переформатироваться. Наука, кино, театр не финансировались, и потому все силы у людей уходили на элементарное выживание. Деньги стали смыслом жизни, ведь надо было как-то растить детей. Инстинкт выживания отодвинул все идеи о свободе на второй план. А за это время у народа произошла атрофия мозга, ведь его специально пичкают похабными ситкомами и прочим телевизионным низкопробным фаст-фудом. У 90 % населения уже выработана привычка к ярким бессмысленным картинкам, и ничего другого люди не воспринимают. Поэтому театру, чтобы заполнить залы, приходится снижать планку и делать коммерчески выгодные проекты из серии покажите палец, и все посмеются. «Табакерка» в этом смысле намного свободнее. За счет малого пространства она может экспериментировать и воспитывать своего зрителя, ведь эксперименты на малой сцене воспринимаются публикой более лояльно. Конечно, такие спектакли, как «Волки и овцы», «Турандот», – это капли в море. Но все равно надо менять массовое сознание. Народ безмолвствует, но не в знак протеста, а из-за тотального равнодушия. Зачем думать о том, что вас дурят? Что люди, которые притворяются любящими вас овцами, на самом деле волки? В нашем спектакле нет ничего такого уж острого, но зритель воспринимает сатиру как непозволительное кощунство: у них там стулья вместо икон, боже мой, как так можно!

– После того, как недавно официальная церковь наехала на художников за антирелигиозную выставку в Центре им. Сахарова, добилась суда над ними и наказания, высмеивать псевдорелигиозный культ в нашей стране стало опасно.
– Не думаю, что подобный суд возможен над режиссерами, ведь театр способен быть серьезной силой, как показывает опыт советского времени. Иначе придется запретить всех «Тартюфов», и в частности тот спектакль, где я играю. Нина Чусова изменила концовку мольеровской пьесы: мошенника-святошу Тартюфа арестовывают, уводят, слышен выстрел, и все решают, что его казнили. Счастливый конец, свадьба, и тут приходит священник, который оказывается все тем же Тартюфом. И этот плут совершает обряд венчания. То есть в итоге зло осталось безнаказанным. Мы часто путаем религию и веру. Для меня главное – вера в Бога.

– «Волки и овцы» изобилуют ссылками на нацистскую Германию. Мне кажется, что Богомолов очень точно уловил связь между нравственным разложением общества и его неизбежной гибелью. Лично у меня после этого спектакля возникло ощущение неотвратимости войны, потому что тотальное воровство, ложь и беззаконие в нашей стране ничем хорошим закончиться не могут.
– Когда народ так долго держат в несвободе и лжи, то в какой-то момент ситуация может взорваться. Сейчас мощным оружием против лжи является интернет, и сеть уже кипит от негодования. Если честно, я боюсь взрыва, мне вовсе не хочется, чтобы мой ребенок рос в ненависти и войне. Но это не исключено.

– Когда понимаешь, что творится вокруг, зачем тогда рожать детей? Какой в этом смысл, если мир лежит во зле? Разве не жестоко обрекать еще одного человека на страдания?
– Сложный вопрос. Я думаю, рожать имеет смысл только в том случае, если ты хочешь вложить в своего ребенка добро, чтобы он вырос человеком мыслящим, неравнодушным. Понятно, что легко этому ребенку не будет. Но если его воспитать в духе свободы, не зажимать, то в нем будет достаточно уверенности в тех законах внутреннего мира, по которым он действует. Зная, что они правильные, он не станет обращать внимания на клевету и ругань окружающих. Неплохой выход – отправить ребенка учиться в Европу, чтобы он чувствовал себя человеком мира. Очень важно научить человека жить наедине с собой и не быть похожим на других. По большому счету человек мыслящий всегда одинок, даже если у него есть семья, близкие, друзья. И этого не надо бояться. Лучше быть одному, чем вместе с толпой участвовать в какой-нибудь пошлости. У меня, например, нет страха, что про спектакль, в котором я участвую, станут плохо говорить. Главное, я старалась донести то, что мне кажется важным, правильным. И если люди начинают возмущаться в ответ на провокацию - значит наш спектакль их зацепил и они проснулись. В какой-то мере настоящий художник – всегда провокатор, который хочет пробиться к личности сквозь косность общественного сознания.

Мила Серова