Аюрведическое очищение организмаВаша дошенька спокойна?

Что важнее – быстро избавиться от неприятных последствий или запастись терпением и начать устранять причину их возникновения? В обычной жизни принято глотать таблетки «от головы, живота, расстройства». То есть ликвидировать симптом сразу и сейчас, чтобы как-нибудь дожить до следующего приступа. Между тем существует иной способ – отладить работу механизма, который зовется человеческим телом. Этот принцип лежит в основе Аюрведы – древней индийской науки о здоровье, которая не борется с симптомами, а просто вырывает корень зла. Этому учению несколько тысяч лет – оно старо, как мир, и так же, как он, мудро.

Моя подруга Наташка в свои 39 выглядела на 25, ну от силы на 27. Очень этим обстоятельством гордилась и поэтому пришла в ужас, когда однажды летом у нее прекратились месячные. То есть совсем. Последующая осень и часть зимы ушли на общение со специалистами, прием дорогущих препаратов и сменами настроений типа «то взлет, то посадка». А потом она вытащила меня в вегетарианское кафе и, прихлебывая морковный сок, объяснила: требуется помощь, моя и ничья больше. Мне предлагалось отправиться с находчивой подругой в Индию. Потому что я знаю английский, путешествую, не привязана к офису, мужу, детям и вообще кроме меня сопровождать и спасать ее некому. Спасательным кругом должен был стать наш визит в аюрведический центр и прохождение там курса Панчакармы – неделя особой диеты плюс чистка организма от шлаков и токсинов по древней науке. Вразумительного объяснения – как можно вернуть месячные методами, рассчитанными на похудение, я так и не получила. Наташка смотрела умоляюще, говорила «мой реальный шанс» и «мы станем моложе лет на двадцать, вот увидишь!».
Когда лайнер, уносящий нас в страну слонов и факиров, помахал родной столице серебристым крылом, расчувствовавшаяся подруга чмокнула меня в щеку. Когда, ошалевшие от жары Бангалора, мы перебирались в рикше из аэропорта на вокзал, она с энтузиазмом обмахивала меня авиабилетами. А когда, выйдя из поезда в Майсоре, мы обнаружили на перроне улыбающегося водителя с табличкой «Welcome Natasa!» – и угнездились в старомодное авто, присланное за нами из Аюрведического центра, довольная Natasa посмотрела на меня с гордостью – пожар явно происходил по графику.
Прелестная индианка в сари, держа в руках медное блюдце, вышла нас встречать – макнула палец в алый порошок, приложила ко лбу Наташке и мне. Мы радостно уставились друг на друга – точка в межбровье впечатляла. Красавица проводила нас в деревянный дом у лужайки, на которой красовались качели-скамейка. В доме – люксовая комната с двумя кроватями и большая ванная. Наташка сияла – все было суперкомфортно и классно.  А как насчет перекусить?
Ресторан, судя по всему, был открыт так поздно только в ожидании нас – ни души и ни звука. Мы обследовали содержимое контейнеров над спиртовками – овощные смеси всех цветов, часть малопонятного происхождения, из узнаваемого – цуккини, тушеный с пряностями шпинат, брокколи, цветная капуста – дамский рай да и только. Сидя перед полными тарелками, мы покричали официанта: мысль о бокале сухого красного или пусть даже белого приятно взволновала воображение. Никто к нам не подошел – как выяснилось уже назавтра, наша наивность в отношении спиртного не знала границ.

День первый: радужные откровенияАюрведическое очищение организма
Утро. Солнце. Пучеглазый хамелеон у дорожки к кабинету главного врача, куда мы с подругой являемся вдвоем – мой английский задействован по полной программе. Сагу о Наташкиных ужасах рассказываю в деталях, доктор кивает, а потом приступает к вопросам. Подробности, которые его интересуют, не имеют ничего общего ни с месячными, ни с так называемой личной жизнью («Половой жизнью живете? Аборты были?»), но при этом отличаются редким разнообразием. Как она засыпает и просыпается, как часто ходит в туалет и в какое время суток? Вопрос о цветах в случае «по-маленькому» и консистенции – в случае повесомее, застает врасплох нас обеих – в процессе перевода радужных откровений подруги я судорожно припоминаю: а у меня-то как? Мы обе уверены, сейчас закончится лирика и начнется собственно обследование. Но доктор спрашивает разрешения пощупать пульс, берет Натальину руку, как хрупкую драгоценность, и замирает. Мы даже дыхание затаили, только пальмы за окном шелестят. Через минуту доктор улыбается. Какое-то время изучает старательно высунутый язык моей подруги, затем сосредоточенно заглядывает ей в уши. Последнее звено в его диагностической цепи – изучение Наташкиных глаз с оттягиванием нижнего и верхнего века поочередно.
Вердикт элегантного индийского эскулапа краток. У Natasa явное расстройство трех дош. По аюрведическим раскладам она принадлежит к Вата-типу, значит, соответствующая диета, режим и курс Панчакармы. Пытливый русский ум сразу просит разъяснений, и мы узнаем следующее. Физические и ментальные болезни – это разбалансировка соматических (телесных) дош: Ваты, Питты и Капхи. Каждая доша сродни стихии, представленной в нашем организме, а их гармоничное сочетание – это признак здоровья. Сознательные проступки, влияние времени и чувств – вот три главные причины, ответственные за порчу биологических и ментальных дош. Неправильные пища, напитки и всяко-разно факторы окружающей среды искажают гармонию и вызывают болезни. Очистительные терапии Панчакармы приводят три доши в состояние равновесия – таким образом лечится не какая-то определенная болезнь, а полностью человек.
– Вы готовы следовать рекомендациям? – любезно спрашивает доктор. И, вдохновленный радостным «Oh Yes!”, переходит на тон посерьезнее: – Отныне еда станет лекарством, вы будете есть только то, что поможет лечению. Режим строгий: нельзя спать днем, перенапрягаться, находиться на открытом солнце или на сквозняке. Никаких поездок из Центра, никаких экскурсий, вы будете всю неделю здесь, в состоянии покоя. Ну и, конечно, выполняйте назначения: одни процедуры вам понравятся, другие вряд ли. Проявите терпение! И (специально в адрес Natasa, которая пару раз успела-таки ввернуть «And my menstruation?») – вы будете здоровы.
Идем к домику. По выражению лица моей подруги ясно: мысленно она уже видит себя перед прилавком, решающей дилемму: каждый день я с Carefree или Kotex «помнит о вас»? Вслух же Наталья рассуждает, что неделя диеты это ерунда, не спать днем – тоже: «мы же не в детском саду!», а вот экскурсий жалко. Первый раз в Индии все же… Ну, может, и вырвемся как-нибудь, да? В общем, давайте начинать балансировать наши доши.

День второй: под звуки мантрАюрведическое очищение организма
Что такое счастье, каждый житель нашей многомиллионной державы понимает по-своему. Ну а мы с Натальей после вчерашнего единодушны: счастье – это когда Абьянга-Снеха. Процедура, которая привела каждую из нас в состояние абсолютного блаженства и расслабления. Этакий земной рай, в который приглашают две индуски в розовых костюмчиках, уводят в приятно сумрачную комнату и для начала громко поют оздоровительную мантру, призывая себе на помощь все аюрведические божества. Мантра мелодичная, девушки выводят ее старательно – торжественность момента усугубляется тем, что я тоже вежливо складываю ладони у груди. Еще бы! Сейчас ведь произойдет таинство под названием Панчакарма. Для начала – неспешный массаж головы с втиранием в корни волос душистого масла (пахнет шоколадкой «Баунти» и жасмином). Затем предложение раздеться, которое целомудренные индуски озвучивают шепотом и указывают на кусочек светлого льна на стуле – что-то вроде стрингов на веревочках. В этом невесомом облачении я укладываюсь на большой деревянный стол, выдолбленный вроде корыта. Девушки подходят по обе стороны и, зачерпнув руками горячего масла из медной чаши, начинают массаж.
Ничего общего с приемами, известными как тайский, тибетский или шведский массаж, эта процедура не имеет. Просто тщательное и неторопливое пропитывание тела маслом, настоянным на целебных травах. От пальцев на ногах до макушки – снизу вверх, дюйм за дюймом. Движения массажисток абсолютно синхронны – они одновременно разглаживают щиколотки, лодыжки, колени. Снова и снова зачерпывают масло и мягко втирают его в кожу. «Is this pressure pleasant for you Madam?» – смысл вопроса доходит до меня не сразу (как там Наталья с ее школьным English-набором?). Конечно, приятное, еще бы! Полтора часа пролетают, как пять минут. Разомлевшую, меня поднимают со стола и под масляны ручки ведут к большой деревянной коробке с круглой дырой наверху. Распахивают створки – внутри скамеечка. Усаживаюсь на нее, девушки закрывают дверцы – и вот все тело в коробе, а снаружи, высунутая через отверстие, остается лишь моя голова, на которую кладут влажную салфетку. Зачем? Оказывается, это такая защита от перегревания – изнутри короб уже наполняется горячим паром. Сижу, дышу легко и радостно – всю жизнь недоумевала по поводу фанаток сауны: что за радость пыхтеть, вдыхая раскаленный воздух, обретая красно-распаренную физиономию? А оказывается, и по-другому бывает.
Наталью я застаю в домике – она тоже укутана в белый махровый халат, уши и ей заткнули ватками (избегаем сквозняков), на лице умиротворение. «А тебе песню пели? Ну хорошо, мантру! А кабинка с паром была?»
В ресторане с утра кроме нас только две английские леди – чинно здороваемся с ними и усаживаемся за столик поближе к окошку. «Что тут у нас в качестве лекарства?» – оглядывается Наталья. Официанты – молодые индусы в парчовых шароварах и белоснежных рубахах, перетянутых широким поясом. Голову каждого венчает роскошная чалма. Для затравки подают по стакану горячей воды – кипяток просто. Пьем. Приносят блюдо с красиво нарезанными ананасами, арбузом и папайей – ура. И тут выясняется: можно есть только один вид фрукта в день, из него же разрешается пить сок. Вместе делаем выбор в пользу ананаса и жуем его вдохновенно, как буржуи. И правильно делаем, потому что это все. По крайней мере сегодня завтрак такой. И он окончен. А чай или кофе? «Глупый вопрос, мэм, – говорю я Наталье, – эти напитки к категории лекарств не относятся!»
Молодая докторица с любопытствующим взглядом – утренний обход как в лечебнице! – решительно требует закрыть окна в домике. Наш смех – да у вас жара тут на улице, а мы из Москвы, и там еще снег не весь сошел – ее явно напрягает. Открытые окна – это сквозняк, а при Панчакарме он противопоказан. И сама одну за другой прикрывает створки. Ей на смену прибывают две особы в розовых костюмах и объясняют: сейчас будет Басти. Очищение кишечника. Показывают набор трубочек и наконечников недвусмысленного предназначения и интересуются, кто первая? Наталья стойко улыбается: ну я. Перед тем, как оставить подругу наслаждаться аюрведическим клистиром, я интересуюсь: какие-нибудь особые рекомендации есть? Выясняется, содержимое клизмы – это особая субстанция на травах, ее нужно постараться удержать внутри как можно дольше. Перевожу Наташке все дословно и ухожу на лужайку – вот зачем качели перед домиком. Устраиваюсь поудобнее – неизвестно ведь, сколько ждать придется. И вдруг из домика доносится трогательное пение мантры. Представляю лежащую с обнаженными чреслами подругу, распевающих над ней индусок с клизмой в руках и улыбаюсь: Long Live Panchakarma!

Я.И.

Продолжение следует...