Обучение за границей

Затем ума искать и ездить так далеко

Это своеобразная инструкция для родителей, отправляющих детей учиться за границу. Хотя каждый случай уникален и неповторим, но есть общая тенденция: таких родителей и детей становится в нашей стране все больше. Чем они руководствуются? Одни якобы хотят лучшей участи для собственных потомков, учитывая, что сотворили с российским образованием. И даже приговаривают, что потом ребенок лучше послужит отечеству. Другие отсылают куда подальше, чтобы ни в коем случае не возвращался, закрепился, а потом и родителей к себе подтянул. Третьи сами подтягиваются, приговаривая, что надо же наблюдать за чадом, как он там один в чужой среде справится. И уезжают не самые худшие. Какая по счету волна эмиграции? Да уже не волна, а постоянный поток отчаявшихся и отчаянных.

Великобритания для нашего человека всегда была страной символической. И полной символов. Начиная от имперского духа – заканчивая туманом и сплином.

А по новым временам остров стал еще и конечной точкой, куда прибывают все, кому жить хорошо. Даже если это бегство от политических преследований, экономического правосудия или просто суровой российской действительности.

С точки зрения банальной логики обосновать стремление олигархов всех уровней и среднего российского класса угнездиться в Британии практически невозможно.

Обучение за границейХотя миф о лондонских туманах развеялся вместе с печным отоплением городов (именно это, уверяют, и вызывало смог, но, и то сказать, кого напугаешь смогом? Москвича? Петербуржца? Уроженца Урала?) – климат привлекательным не назовешь. Жилье, как правило, неуютное, со сквознячком (рамы менять запрещают), потолок лежит на голове, лестницы узки и скрипучи, в коврах неискоренимая пыль, – кажется, это касается и старых квартир, и новых, и маленьких, и дворцов, что поделать, традиция. Манера британцев одеваться – а особенно тапочки на босу ногу в ноябре и дети в шортах накануне Рождества, не говоря уже о крайне странных сочетаниях предметов туалета друг с другом и внешностью владельца, – все это тема для отдельного исследования; но все-таки лучшие учебные заведения по дизайну здесь, магазины, ателье и обувные мастерские – здесь, Норман Фостер со своей стеклянной Вселенной, Стивен Фрай, образец раздолбайства и стиля в одном флаконе, новый Шерлок с глазами безумца, супруг королевы, выезжающий за мармеладом в соседнюю деревню тайком от охраны Виндзорского дворца, сотнями лет лелеемые газоны, меланхоличные овцы, парки и зАмки, съедобная еда в одном заведении из тысячи, время, которое течет, но, кажется, не меняется... Сплошные штампы. Не говоря уже о сказках: где еще найти страну, где трагически гибнет жена настоящего принца, а верные подданные ее свекрови заваливают поминальными букетами дворец, изгнавший бедняжку из своих чертогов?.. Но нравы мягчают, королева стареет, что ли, – сын прекрасной принцессы, из чудесного мальчика превратившийся в лысеющего джентльмена, женится на тоненькой Золушке, и двор кивает благосклонно, и подданные обретают новую свою принцессу, новую сказку, которой, к счастью, пока не видно конца.

Принц и Золушка познакомились в университете, где учится мой ребенок. Но учится он там, конечно, не поэтому.
И я вообще затрудняюсь сказать, почему.

Из всех мифов и штампов, касающихся Британии, самый востребованный на сегодня – образовательный. Университеты с историей, насчитывающей едва ли не половину тысячелетия. И всегда высокий рейтинг, что традиционно волнует родителей. Чтобы ребенок получил Самый Котируемый Диплом. Чтобы за ребенка бились работодатели – с первого прямо курса. Чтобы дорога его к вершинам карьеры началась правильно. Нет, не так: ПРАВИЛЬНО. Думаю, у большинства аргументы такие. Потому что для чего же еще нужно образование? Чтобы найти достойную работу. И желательно там, где за нее достойно платят.

Многие, кстати, у кого есть возможность, решают вопрос радикально – в пользу британского образования вообще. То есть ребенок отправляется в школу (раньше или позже, но все-таки на «нижнюю ступень» образовательной системы). Не берусь судить, хорошо ли это, поскольку знаю такие истории только со стороны – и вообще хорошо и плохо вещи индивидуальные. С каждым ребенком получается по-разному.

Я бы не смогла расстаться так рано. Хотя бы от перспективы стать совсем чужими людьми с собственным сыном. Все же такая зыбкая вещь, как менталитет, и такая конкретная, как родной язык, окончательно формируется и закрепляется, мне кажется, как раз годам к 16. Но опять же: сужу по себе. У нас была прекрасная средняя школа, которую я не променяла бы ни на какой Итон.

У друзей наших дети учатся. В основном нравится; в первый приезд рассказывают про форму (кое-где, как в советское время в «Артеке», выдают даже нижнее белье), про то, что система знаний выстроена не как у нас (в чем-то программа отстает, в чем-то опережает)… Культ спорта, очень много русскоговорящих (что не может не влиять на освоение английского, конечно: наши кучкуются и беседуют на своем).

Чрезвычайно строгое отношение к порядку: попробуйте один раз задержаться с приездом с каникул, даже если есть оправдательный документ – в ответ придет написанное с ледяной вежливостью и полным пониманием обстоятельств письмо, после которого опаздывать больше не захочется.

Обучение за границей

Конечно, времена, о которых вспоминает наследник престола принц Чарльз – когда в престижнейшей шотландской школе «Гордонстоун» в душевой была только ледяная вода в любое время года – остались позади. Надеюсь, что и описываемые в многочисленных романах – и очень похоже описанные, невзирая на столетия разницы, – мучения мальчиков, попавших в английскую школу, тоже миновали. Хотя… только профессиональные психологи могут объяснить, почему дети из, мягко говоря, благополучных финансово семей внезапно начинают воровать у товарищей еду, или неконтролируемо есть, или замыкаться… Или, того хуже, гасить тоску по дому наркотиками… Конечно, это, скорее, исключения: дисциплина строгая, за детьми внимательно следят. Но все же встречается чаще, чем хотелось бы.

Мы видим этих детей в самолетах, когда они летят на каникулы. Мы слышим их разговоры. И не всегда понимаем, о чем они. Это не возрастное; просто они становятся там другими. Абсолютно не российскими; но, наверное, и не британцами. Хорошо, если гражданами мира, но пока об этом говорить рано.

…Ну а наша личная история началась из ничего. Из летнего лагеря в Оксфорде (ребенок поехал на языковую практику; первый раз так далеко и надолго; мы едва выдержали первую неделю и полетели проведать, а он едва выкроил время на встречу, пришел аккуратный, деловитый и довольный). Из первой поездки в прекрасный, невероятный Эдинбург, когда стало понятно, что в удаленности от столицы больше плюсов, чем минусов; из тумана над Северным морем, который сделал старое кладбище еще кинематографичнее, чем обычно; из гольф-полей, овец, фиш-энд-чипс, которое (блюдо) в Шотландии вкусно везде, из маленьких книжных магазинов, из высеченной в камне даты основания университета… Мы и сами не помним, почему. Зато отчетливо помним, как.

И, если вы хотите пойти по похожему пути, готовы поделиться некоторыми советами и наблюдениями.
Оговорюсь сразу: наш случай типичным не назовешь. Потому что наш сын очень любит учиться, с самого детства. Он запойный читатель, глубокий знаток литературы, лингвистически одаренный, победитель всяких там российских олимпиад, то есть у нас все не как у людей. Делайте на это скидку, пожалуйста.

Итак, первое и главное. Язык. Университет определяет уровень, с которым студент имеет право поступать. Уровень не умозрительный, а вполне конкретный: IELTS – система баллов, оценки за знание. Есть специальные системы подготовки – и у нас, и за границей; мы не готовились, но английским занимались долго и разнообразно (с детского сада – почти без успехов, то есть в школе была пятерка, конечно, но говорить сын не мог, и это самая распространенная ситуация в образовании советского образца, и мало что меняется; так что репетиторы нужны непременно, лучше не школьные преподаватели, у нас классе в седьмом появился прекрасный, сумевший как-то нестандартно подойти к делу, а потом настоящий шотландец Стивен, который приходил поговорить о литературе и философии, поэтому с языком проблем не стало).

IELTS включает 4 этапа: аудирование (когда слушаешь текст и вставляешь в написанный аналог пропущенные слова), чтение (как правило, на какую-нибудь ужасную, узко специальную тему), письмо (эссе строго установленного объема на заданный сюжет, про объем – это вообще обязательный фактор оценки работ, даже в университете, запросто снижают баллы и за перебор, и за недобор) и «спикинг», когда беседу о чем-то, определенном сидящим напротив носителем языка, записывают на диктофон – и отправляют потом вместе с остальными частями экзамена аж в Австралию.

Понятно, что при такой системе исключены подтасовки и необъективность. Говорят, люди сдают по нескольку раз. Экзамен можно сдать в любом городе любой страны, где такая возможность существует. И где вам удобнее. Даты известны заранее, цены фиксированные – нужно только озаботиться вопросом и оставить временной люфт, чтобы получить-таки заветные пять с половиной - это минимум для университета, в самых рейтинговых вузах цифра выше. Сертификат действует два года. А если ваш уровень 7,5 – пересдавать уже не надо, это навсегда.

Хочу еще раз оговориться: это наш личный опыт, касающийся чисто гуманитарного ребенка. Если вы определили своих на экономическую или еще какую полезную стезю, вам проще, есть средние учебные заведения, нацеленные прямо на поступление в британские университеты. То есть в предвыпускных классах там организуют все, не только сдачу языка на уровень, но и проведение экзаменов по британской системе – полученные баллы соответствуют британским, и ребенок может сразу ехать в университет.

Российский аттестат и результаты ЕГЭ тем более для Британии имеют значение факультативное. Если у вас лишь аттестат о среднем образовании, дорога в университет закрыта. Минимум на год. Нужно после школы проходить Foundation Course в любом вузе Британии. Это как бы буферный срок, в течение которого ребята сдают предметы, более или менее соответствующие будущей профориентации, уже по британской системе.

Про систему, если хотите, почитайте в интернете. На мой взгляд, разобраться в том, как они ставят и учитывают баллы в течение года, может только чистый гений. Каждая работа оценивается – и эта оценка вносит строго установленный в процентах вклад в годовой результат. Нам переживать про отметки не приходилось никогда, мы и не вникали особенно.

Но фаундэйшн есть не везде. Некоторые университеты требуют, чтобы ребенок прошел A-level курс: два последних года отучился в британской школе и получил тамошние выпускные документы. А это значит, что российскую школу нужно заканчивать экстерном. Мое мнение – заканчивать непременно. Ведь никто не даст гарантии, что ребенок приживется там. Будет успешен, хорошо сдаст, поступит туда, куда хотел. Может быть, придется вернуться (не важно, по каким обстоятельствам) – и что делать тогда?

Примерно за полгода до поступления, а то и раньше, надо рассылать предварительные заявки по университетам. Выбрать, скажем, четыре (по-моему, это максимально допустимое число, но опять же проверяйте по многочисленным ссылкам «Обучение в Великобритании») – по степени вашей в них заинтересованности. То есть не возьмут в Оксфорд – поедете в Глазго и так далее по убывающей.

Для подачи этих заявок есть специальный портал в сети. Ну то есть, если вы обратились за помощью в турагентство или к специально нанятому человеку, он все равно станет делать то же, что вы можете сделать сами. Его преимущество лишь в том, что он идет этой дорогой не впервые. Правда, и этот факт ничего не гарантирует.

У нас, например, вышел казус с одним ну оооооочень известным российским агентством, позиционирующим себя едва ли не как крупнейшего специалиста по зарубежному образованию. Его директор рассказывал, какие давние связи у него с нашим университетом, а еще пытался убедить нас в том, что берут туда исключительно после прохождения A-level.

Мы, было, кинулись узнавать про экстернат, но, к счастью, съездили летом в вуз сами. И выяснили: они не уполномочивали ни одно российское агентство представлять их интересы и гораздо охотнее принимают тех, кто проходит путь без посредников. И что никакого A-level не требуется, достаточно послешкольного года на Foundation, а значит, школу можно заканчивать спокойно. Гораздо спокойнее, чем тем, кто остается в России: нам пришлось сдавать лишь два обязательных ЕГЭ, результаты которого британцев не волновали.

Вообще предъявить ребенка заранее, как мне кажется, очень полезно.
После истории с милыми людьми из агентства дальше всеми вопросами мы занимались самостоятельно. Сдали IELTS. Перевели на английский оценки за зимнее полугодие (нотариальное заверение не нужно; аттестат получается уже тогда, когда ответ из вуза пришел, и сам аттестат с переводом надо привозить уже на занятия), характеристику из школы (с указанием особенных успехов по выбранным для университетского курса предметам)...

Если университет вас берет, он присылает подтверждающее письмо. Причем – важно! – в нем должно быть указано, что курс обучения оплачен (в том или ином объеме). К этому очень внимательно относятся при выдаче учебной визы. Да, надо иметь в виду, что англичане страшно любят старые добрые почтовые отправления, проверяйте почаще почтовый ящик по месту прописки. А если поджимает время, звоните в университет, чтобы прислали скан по е-мейлу и оригинал экспресс-почтой (пообещайте, что оплатите). Они могут удивиться, потому что британской почте доверяют. А про учреждение «Почта России» ничего не знают. Счастливцы... Настаивайте на своем!

Собственно, виза – следующая ступень. Собирайте пакет документов. Он есть на сайте визового центра. Важно, что абсолютно все бумаги должны быть переведены на английский. Смело припрягайте своего ребенка к этому делу: нотариально заверять ничего не надо, а зачем тратить лишнее на бюро переводов, если ребенок справится?
Не забудьте спонсорское письмо (что все расходы по пребыванию вашего чада на вас), к нему – справку о доходах, выписки со счетов и все остальное, что способно подтвердить вашу финансовую самостоятельность.

Самое сложное – заполнить анкету. Точнее, выбрать ту, которую нужно заполнять. Британцам нет равных в части головоломных вопросов, которые в разных вариациях повторяются по несколько раз и иногда даже подразумевают разные ответы. Вот тут, если мозг взрывается и идея отправиться на обучение за границу начинает казаться идиотизмом, можно обратиться за помощью в турагентство. Желательно в такое, которое понимает в теме. Я бы рекомендовала то, что дверь в дверь с визовым центром – у них такой поток, что уж волей-неволей начнешь разбираться в тонкостях. Но и за лучшими и надежнейшими все равно перепроверяйте каждую букву. Это же ваш ребенок уезжает, а не их. Они, скажем так, не очень дотошны. Могут накосячить, а вам потом бегать расхлебывать.

Допустим, все получилось, документы и отпечатки пальцев сданы, сетчатка сканирована. Надо ждать. Причем настройтесь на ожидание долгое. Сдаете бумаги вы летом (аттестат!), в это время невероятный поток выезжающих в летние лагеря и языковые школы, да и просто туристов, рассматривают заявления дольше обычного. И в случае подачи на длинную учебную визу нет опции «забрать паспорт за деньги на руки, дождаться решения и сдать на неделю для вклеивания». В общем, лучше не планируйте поездок на зарубежные моря, все может сорваться. Нервничать, скандалить, напирать на наличие купленных билетов не имеет смысла. Паспорт вам отдадут только тогда, когда сами решат.

У наших друзей был случай, когда девочке вдруг поставили отказ. Надо немедленно записываться в посольство на апелляцию, в отказе никаких причин не указано, а при аудиенции может выясниться, что вышло недоразумение. В нашем случае клерк посмотрел, что у девочки на счете мало денег, – и пропустил папино спонсорское письмо и финансовые гарантии. Визу выдали одним днем, но запись об отказе осталась. И теперь каждый раз при подаче документов надо отдельно указывать этот факт и объяснять его. А иногда и при пересечении британской границы – офицер спросит, ребенок должен объяснить. Короче, первый отказ – факт неприятный, но не трагический и не смертельный.

Будем считать, что все получилось, пришла пора расставаться. Наверное, это начало новой истории.

Ольга Богданова